По зову сердца
Государственная «няня»
Светлана Стовбун, «АиФ-Удмуртия»: После принятия Закона прошло более полутора лет. К вам уже обращались люди из названных групп социального риска?
- Нет. На моём попечении по-прежнему остаются одинокие инвалиды и люди преклонных лет. В целом их 9 человек. Покупаю для них продукты, лекарства, решаю вопросы по оплате коммунальных услуг, убираю в квартирах, готовлю обеды, там, где нет водопровода, ношу воду от колонки, зимой разгребаю снег. А трудные жизненные ситуации (от профилактики до выхода из неё) разрешаю параллельно.
Есть среди моих подопечных «афганец» с третьей, рабочей, группой инвалидности. Список его диагнозов занимает 2 страницы амбулаторной карты, без костылей он не передвигается, при малейшей проблеме плачет. Работодателей, желающих предоставить ему работу, нет, а пенсия минимальная - едва хватает на продукты и «коммуналку». Стали мы с ним разные варианты для улучшения жизни рассматривать.
Самый простой – обратиться в отдел социальной защиты за разовой материальной помощью для пенсионеров с доходами ниже прожиточного уровня. Она выдается не всем, есть нюансы инструкции - отказали. Второй, более существенный и долгосрочный способ решения проблемы – пересмотр степени инвалидности. Участковый терапевт в бывшем «афганце» не признала «своего» пациента, направила к неврологу. С большими сложностями к этому специалисту на приём попали, но и здесь нас «отфутболили». На сей раз к психиатру, а это мой подопечный счёл для себя оскорбительным.
Желание изменить жизненную ситуацию, выдержав трудности, должно быть не только у социального работника. Нужна обоюдная настойчивость. Пока, в этом конкретном случае, всё осталось по-старому. Вместе планируем расходы, чтобы не упустить ни одну возможность для экономии, я «выбиваю» субсидии, слежу за распродажами в магазинах, сравниваю цены в аптеках, словом, живу в режиме постоянной готовности ответить на его телефонный звонок. Недавно увидела, что в списке контактов он меня зарегистрировал под именем «няня». Забавно. И действительности это не противоречит. В критические моменты люди, опекаемые соцработниками, зачастую звонят только им.
Рекомендация от соседки
- Как вы пришли в эту профессию и остались на 20 лет?
- В центр социального обслуживания населения я пришла на пике безработицы. Завод, где я трудилась, обанкротился, у меня в числе многих женщин из Можги был официальный статус безработного. В поисках работы мы стучались во все двери. Обратиться в центр социального обслуживания мне посоветовала пожилая соседка. Она написала на меня подробную характеристику и отнесла в этот центр. О том, что там есть «рекомендация», я узнала лишь после того, как «достала» справку от биржи труда. На работу взяли, и я посчитала это большим везением.
В течение 20 лет было много трудных моментов, мои коллеги меняли работу. Мне же ни разу не пришла мысль уволиться. Эта работа требует ответственности, терпения и умения прислушиваться к своей интуиции. Однажды я пришла в дом женщины-инвалида. Ворота и двери заперты, на стук никто не откликается. Спросила соседей: не видели, не уходила? Взяла лестницу, приставила к окну, оглядываю комнаты. Хозяйки нигде не видно. Можно было уходить со спокойным сердцем, но что-то не давало это сделать. Позвонила в милицию. Дежурный посоветовал вскрыть двери в присутствии соседей. Так мы и поступили. Успели вовремя: парализованная женщина лежала на полу у входа.
Социальный работник – это женщина среднего возраста, имеющая детей, чаще со средне-специальным образованием, которая не боится никакой трудностей и ни от какой работы не отказывается, ссылаясь на договор, составленный между ЦСО и получателем социальных услуг. Женщина, имеющая своих детей, имеет опыт ухода за теми, кто не может обслуживать себя самостоятельно, не боится использованного абсорбирующего белья, тяжелой физической работы, может дать совет по хозяйству. Мои медицинские знания частенько помогают. Также могут пригодиться знания по педагогике и психологии. Общение с больными и пожилыми людьми довольно специфично и … полезно. У людей старшего возраста большой жизненный опыт, отзывчивость граничит с сиюминутной готовностью прийти на помощь. Мне приходилось обращаться к ним за советом. В трудные времена, бывало, даже деньги одалживала.
Конкуренция возможна
- Сложился стереотип, что у социальных работников очень низкая зарплата.
- До 2013 года зарплата не превышала 5 тысяч рублей. Сейчас она удвоена. После повышения зарплаты текучесть кадров исчезла. Судя по тому, что среди соискателей на вакансии существует отбор, профессию вполне можно назвать престижной.
- А какова стоимость услуг соцработника – всем ли она по карману?
- Весь прайс не помню, но, например, генеральная уборка в квартире заказчику обходится в 109 рублей 53 коп. Пенсионеры и инвалиды с пенсией ниже прожиточного минимума все услуги получают бесплатно.
- Законодатели, принимая этот документ, планировали создать конкуренцию на рынке социальных услуг, привлечь в эту рыночную нишу малый бизнес. Эта задумка удалась?
- Чувствовать себя немощным, тем более просить помощи у чужих людей, наверное, очень обидно и унизительно. Почему дети отворачиваются от родителей в трудный час?
- Тут однозначного ответа нет. Бывает, что у самих детей жизнь складывается неблагополучно. Например, дети злоупотребляют спиртными, не могут найти работу и даже пенсии отнимают у своих престарелых родителей. Короткое время был на моём попечении старик. В первый приход я застала его практически голым и голодавшим. Денег нет, продуктов – тоже. Унесла свои овощи, накормила. Куда подевалась пенсия – объяснить не может. Потом выяснилось, что его пенсию попросту отнимают родственники. На помощь таких родных людей надеяться, конечно, не приходится.
А получать помощь социального работника вовсе не унизительно. Дети «афганца», например, приглашают его жить к себе. Он не едет. Говорит, что в своём доме сам себе хозяин. Народная мудрость гласит, что старое дерево на своём месте лучше растёт.