Но достаётся в процессе нашей «учёбы» детям, прежде всего - дошкольникам, считает Наталья Букина, директор детского центра развития «Я САМ».
Зачем мы «старим» детей?
Разговор о дошколятах я хочу начать с очень важного момента: родители склонны прибавлять возраст своим детям. «Что у вас есть для трёхлеток?», - часто задают нам вопрос. Но я обязательно спрашиваю: «Когда вашему ребёнку исполнилось три года?». «Будет через три месяца…». И это широко распространённая и, можно сказать, вопиющая ошибка.
Любую деятельность - развивающую, игровую, учебную - можно вести, лишь строго отталкиваясь от возраста ребёнка. Нормативы занятий с малышами в детском саду взяты не с потолка. Например, трёхлетний ребёнок может удерживать своё внимание не более 15 минут, а потом он «выключится». Даже если мы его «надрессируем», и он научится смирно сидеть более продолжительное время, всё равно через 15 минут качество его внимания резко ухудшится. Через возрастные физиологические нормы перепрыгнуть не-воз-мож-но! Их надо просто учитывать и не мучить организованной деятельностью детей 4 лет более 20 минут, 5 лет - 25. Причём я говорю о полных годах. Для ребёнка 4 года 9 месяцев не равны 5 годам. Это для взрослых пара лет, а тем более месяцев, не имеет значения. Но ребёнку месяц и даже неделя может дать возможность сделать огромный качественный скачок в своём развитии.
Ещё одно типичное родительское заблуждение, что ребёнку интереснее заниматься в группе с более старшими детьми: те хорошо разговаривают, больше знают, умеют играть, не обидят младшего. Но это совсем не значит, что ваш ребёнок может делать всё так же, как те, кто старше его на год-два. Когда к нам родители приводят ребенка 4-5 лет и говорят: «Пусть он ходит лучше в группу «Умники и умницы» (для детей 5-6 лет), я отвечаю: «Хотите помучить малыша? Пусть тогда он уж сразу в школу идёт».
Почему в семье вырастают разные дети? Во-первых, мы сами меняемся с годами. Во-вторых, первенец - это всегда эксперимент. С его появлением жизнь молодых родителей меняется кардинально. Собственного опыта нет, зато вокруг полно советчиков и помощников. И первому ребёнку мы отдаемся без остатка. А следующие дети никогда не окажутся в таких условиях, они не могут даже представить, как это, когда всё - одному.
Идеальный, с точки зрения воспитания, вариант, когда в семье растут несколько детей - лучше всего трое. Тогда ребёнок может почувствовать себя и в роли младшего, и в роли старшего. А вот единственного ребёнка невероятно трудно не вырастить эгоистом - я не знаю, кому это удалось. Тут не помогает ни профессиональная подготовка, ни консультации специалистов, ни понимание родителями поджидающих их проблем.
Пример из жизни. Две подруги с сыновьями 8 и 11 лет отправились на море. До этого дети общались нормально, но три недели вместе они вынести не смогли - оказались к этому абсолютно не готовы. Внутреннее напряжение постоянно росло, ситуация накалялась, и одна из мамаш, в конце концов, стукнула кулаком и заявила: «Всё, дети, я запрещаю вам дружить!». Все опешили. Но ребята «отравились» постоянным общением, потому что у них напрочь отсутствовало умение учитывать интересы другого человека. Вот почему трое всегда лучше, чем один.
Типичные ошибки
Я считаю, что родители не должны заниматься с детьми - в смысле, не должны их обучать. Взрослые почему-то понимают это как некий учебный процесс по классно-урочной системе. Когда мы в центре занимаемся с детьми, мы с ними играем. Мы знаем, как нужно играть с детьми разного возраста. Если ребёнку 2-3 года, то это должно быть активное движение, потому что он в принципе сидеть подолгу не может. Если ему 5 лет, значит он уже может работать за столом и держать внимание, но всё равно его нужно мотивировать игрой. Обучение в классической статичной позе для ребёнка просто невыносимо!
Родители не должны обучать ребёнка, лучше доверить это профессионалам. Фото: Shutterstock.com/ Nina Buday
Дорогие родители! Не занимайтесь с детьми! Играйте вместе, читайте им книжки, рассказывайте о своём детстве, путешествуйте, дарите новые впечатления, водите в цирк, зоопарк, театр, бассейн, гуляйте по осеннему лесу и собирайте красивые листья, рассматривайте облака над головой, замечайте, что птичка необыкновенная пролетела… Получайте удовольствие от общения с детьми и при этом всё время давайте им новую пищу для размышлений, для проявления эмоций, для развития познавательного интереса!
Другая ошибка с тяжёлыми последствиями - запреты. У нас в центре много развивающих игр и пособий, и все они доступны детям. Когда к нам приходят новички, им, как правило, всё интересно: они хватаются за то и за это, образуя хаос, и не хотят уходить. Хватательный рефлекс для маленьких, продиктованный любопытством, - это абсолютно естественно, но иногда встречаются дети, которые просто смотрят и ничего не трогают! Им дискомфортно из-за незнакомой обстановки и чужих людей, и они не знают, что делать. Один малыш вообще надевал на голову пелёнку - прятался под ней. Не сразу я поняла, что это результат запретов. Нельзя брать стеклянное - разобьёшь и порежешься, нельзя брать деревянное - уронишь и ударишься, нельзя лить воду - промокнешь, нельзя рисовать красками - испачкаешься! Познавательный инстинкт напрочь уничтожен. Зато взращён страх всего нового и незнакомого. Такие дети у нас долго не задерживаются: им и их родителям у нас дискомфортно.
Нормальный дошколёнок должен постоянно задавать вопросы, лезть во все щелки, активно двигаться и радоваться жизни. Фото: www.globallookpress.com
О пользе порядка
У психологов есть понятие «сензитивный период», когда дети особенно восприимчивы к тем или иным видам деятельности, способам эмоционального реагирования, поведения вообще. Человеку никогда более не удаётся так легко, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период. Так, стремление ходить, говорить, развивать восприятие, играть мелкими предметами - это внутренняя потребность всех малышей.
Например, в возрасте 2-3 лет ребёнок испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая своё негодование, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ ребёнка этого возраста как капризного, непонятно чего требующего существа.
А у ребёнка внутренняя потребность в порядке. Он для него заключается в определённой последовательности действий: он знает, что утром все встают, умываются, чистят зубы и т.д. Представьте, вы проспали: все торопятся, порядок нарушается. Мама говорит: «Караул, опаздываем! Зубы чистить не будем!». А ребёнок всё равно идёт в ванную комнату! Он устраивает истерику, потому что не понимает, почему сегодня ему не дают чистить зубы. Мама думает, что он капризничает - на самом деле у малыша нарушился привычный ритм, отчего ему очень дискомфортно.
Порядок должен быть и в вещах: чашки - на кухне, игрушки - на полке, одежда - в шкафу. Ребёнок ещё не умеет сам поддерживать его, но ему очень важно этот порядок видеть. Потому что именно такой мир для него понятен и устойчив.
Попробуйте сбиться, в стопятидесятый раз рассказывая своему малышу, сказку про Колобка, который ушёл от бабушки и дедушки, и поменять последовательность событий - взрослому не важно, кто первый Колобку попался на дороге, а ребёнок сразу прервёт вас: «Не так! Сначала был зайчик!».
И именно в этот период ребёнка отдают в детский сад. Усиливается и без того колоссальный стресс, потому что ломается весь распорядок детской жизни: нужно раньше вставать, спать в чужой кроватке, где вокруг ещё два десятка малышей, никто его по спинке не гладит, сладкие слова на ухо не шепчет, есть приходится совсем другую пищу из другой тарелки да ещё и самому… Короче, всё не так!
Что даёт нам знание о периоде порядка? То, что именно в 2-3 года ребёнка легко научить складывать по местам вещи, делать всё вовремя и быстро, быть опрятным и аккуратным. Позже это сделать будет гораздо сложнее.
Что делать в моменты истерики?
Если ребёнок устраивает истерику, ведёт себя агрессивно - это сигнал внутреннего дискомфорта. Он не делает это специально и назло родителям - его что-то не устраивает. Надо подумать, от чего ему нехорошо? То, что для взрослых мелочи и пустяки, для ребёнка может быть настоящей трагедией. Может быть, он терпеть не может запеканку, которой его насильно потчуют в садике. Или его обижает сверстник. Или нет контакта с воспитателем: ведь ребёнок идёт не в детский сад, а к конкретной тёте Вале или тёте Маше, и многое зависит от того, есть ли между ними доверие.
Чтобы правильно реагировать на «неправильное», «ужасное», «капризное» поведение своего чада, советую родителям всегда быть в курсе возрастных особенностей ребёнка. Источников - море: литература, интернет, консультации специалистов. Капризами, проявлением агрессии, ребёнок, как правило, сигнализирует, что то-то в его жизни идёт не так. Ловите сигналы, родители!
Досье
Наталья Букина закончила Пермский пединститут, работала в средней и старшей школе учителем русского языка и литературы. Потом открыла частный центр развития ребёнка, увлекшись системой Монтессори.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.