Средний возраст многоквартирных домов в Удмуртии превышает 40 лет. Спасти их от разрушения может добросовестное обслуживание домов управляющими организациями. Но зачастую УК только активно собирают платежи, а тратить их на содержание дома не торопятся.
«Суммы в платёжках растут, а качество не меняется. В квартире холодно, дети часто болеют. Мне приходится брать больничный – на работе уже косятся», – сетует жительница Воткинска Ирина Попова (имя и фамилия изменены. – Авт.).
Грубость не поможет
В январе женщина позвонила директору УК – вопросов по содержанию жилья накопилось много. Ирина занервничала и потеряла контроль над словами. Директор УК в её выражениях усмотрел оскорбления и обратился в прокуратуру. В итоге возбудили дело. По решению мирового суда женщине придётся выплатить штраф. Она и сама признаёт, что повела себя несдержанно. Но, по её словам, это от безысходности.
«Отсутствие диалога между собственниками жилья и обслуживающими организациями часто приводит стороны к конфликтам, – рассказал руководитель регионального исполкома Народного фронта Ваге Карапетян. – Также к конфликтам приводят разногласия среди жителей домов и пренебрежение УК разъяснительной работой. Это подтвердилось при изучении проблем дома № 37 по ул. Петрова в Ижевске. Жительница этого дома Анна рассказала, что переговоры с УК как председатель совета дома вёл её муж. Но сейчас он на передовой СВО. А в доме из-за дырявой крыши квартиры верхнего этажа с февраля топит. На месте мы увидели разводы на потолках, отклеивающиеся обои и плесень на стенах. УК установила на крыше временные заплаты, но они не спасают. Нужен капитальный ремонт кровли, а на период 2022–2024 гг. он не запланирован. В Фонде капремонта жителей попросили подождать до 2025 г. При этом на счёте дома средств для капремонта крыши уже достаточно. Комиссия из представителей ГЖИ, горадминистрации, УК и Народного фронта на месте составила акт и написала просьбу о приоритетной очерёдности дома на капремонт крыши и замену лифта – он тоже уже отслужил».
Похожая история у жильцов дома № 2 по пер. Станционному в Можге. Жители не могут договориться ни между собой, ни с УК.
«Живём как лебедь, рак и щука из басни Крылова, – говорит собственница нежилого помещения Анна Пивоварова. – Квартиры на верхних этажах топит, электропроводка искрит, на стыках стен и потолка появились щели, цокольный этаж периодически заливает жижа из канализации – фундамент проваливается. 15 лет назад мы заливали пол бетоном. Так он уже опустился от прежнего уровня на 10 см. Крылечки разваливаются по кирпичику, а в подъездах 15 лет не было косметического ремонта. Дом разрушается на глазах, а построили его 35 лет назад. Сейчас УК на нашем доме ежегодно зарабатывает почти 1,2 млн руб., а по актам на текущее содержание общедомового имущества тратит не более 100 тыс. руб. Куда уходят наши деньги?»
Пример рядом
Поменять УК жители дома пытались уже трижды. Но сделать это в итоге не удалось. Жильцы уверяют, что директор УК оказывает на них давление. Вот и живут люди в сложных условиях, поглядывая на соседей из дома № 12.
«В той пятиэтажке за три года после смены УК поменяли счётчики, коммуникационные системы, провели косметический ремонт в подъездах, отремонтировали крылечки и обшили металлом фасад. А тот дом старее нашего. Площадь у него в два с половиной раза меньше, значит, и платежей у них меньше», – рассуждает Анна Пивоварова.
«В регионе работает больше 120 УК, – объясняет главный государственный жилищный инспектор УР Ренат Зиганшин. – Износ жилья высокий, и содержать его нужно качественно. Поэтому и созданы условия для максимальной конкуренции, чтобы жильцы могли быстро поменять обслуживающую организацию на более эффективную. К сожалению, в Можге УК немного. Значит, и конкуренция небольшая. Решение общего собрания всегда можно обжаловать в суде либо провести новое собрание по отмене решений предыдущего. Главное помнить: условия для УК диктуют сами жители, потому что оплачивают её услуги и несут ответственность за свою собственность».