В отделе ГИБДД УМВД России по Ижевску подсчитали: в первом квартале 2020 года дорожно-транспортных происшествий было на 13% меньше, чем за тот же период 2019 года. Связывают это не только с поведением самих водителей, но и с качеством содержания дорог. В сезоне 2020-2021 в городе снова используют противогололёдные материалы, которые успешно прошли проверку прошлыми зимами.
Арифметика чистоты
В среднем каждое второе ДТП зимой в России спровоцировано снегом и льдом на дорогах. Всего одного-двух часов достаточно, чтобы даже небольшой легкий снежок превратился в опасную тонкую наледь. Маневры на скользком пути зачастую ведут к ДТП, травмам водителей и пешеходов, колоссальным финансовым и человеческим потерям. Если же случается внушительный снегопад, то «день жестянщика» может затянуться.
Уборка дорог зимой – настоящая головоломка для дорожных служб. Перед каждым сезоном принимается решение, как в городе вовремя обеспечить чистоту и безопасность. В этом пазле очень много составляющих: интенсивность движения, часы пик, количество техники, виды противогололедных материалов, прогноз погоды и существующее состояние дорог.
Этой зимой наряду с новой дорожной техникой на улицах Ижевска используют пескосоляную смесь и противогололедный материал «Бионорд», от которого в прошлом сезоне город получил впечатляющие результаты.
Первый вывод – переход на «Бионорд» помог в 20 раз уменьшить объем использования пескосоляной смеси. Это сделало Ижевск чище: пылевые бури случались реже, расходы городского бюджета на расчистку ливневой канализации сократились. Арифметика здесь следующая: практически вся пескосоляная смесь переходит в грязь и токсичную пыль, которыми потом дышат местные жители. С «Бионордом» этого нет, потому что нерастворимых частиц в нем – менее одного процента, а в пескосоляных материалах – порядка 95%.
Второй вывод – реагент действительно подходит для наших дорог. Он работал при любой погоде, которая была прошлой зимой в Ижевске. И в мороз, и в снег. Третий вывод: норма расхода для «Бионорда» в 10 раз ниже, чем для пескосоляной смеси, а значит одним парком техники можно обработать больше улиц за один раз. Если добавить к этому сократившиеся расходы на уборку с улиц остатков противогололедных материалов, то экономическая выгода становится особенно явной.
С реагентом или без?
Обывательское представление об уборке дорог нередко сводится к тому, что предлагается просто вовремя сметать снег с дороги. Но дорожные службы работают с совокупностью разных факторов: температурой воздуха, интенсивностью потока автомобилей и человеческого трафика и так далее. Утрамбованный снег в таких условиях невозможно быстро убрать: перманентно работающая дорожная техника просто парализует весь автомобильный поток. Поэтому в любом зимнем городе мира, и Ижевск не исключение, применяют комплексный подход: как и положено по технологии, сочетают реагент вместе с механизированной уборкой. Антигололедный материал не дает утрамбоваться снегу в
накат, технику выпускают, когда позволяет дорожный трафик.
В сухом остатке
Высокий результат, который Ижевск получил от применения «Бионорда», кроется в составе препарата. Ученые научно-исследовательских институтов помогли сотрудникам Уральского завода противогололедных материалов вывести несколько рецептур, которые бы эффективно плавили лед, и при этом меньше, чем техническая соль, влияли бы на природу, металл и обувь горожан. Реагент содержит несколько видов природных солей, которые есть, например, в морской воде. Они не вызывают аллергии, не испаряются и не вредны для человека. В снегу «Бионорд» полностью растворяется, что исключает необходимость в долгой и затратной уборке улиц после зимы.
По западному образцу
Несмотря на все плюсы «Бионорда», Ижевск пока не перешел на него полностью: часть улиц, некоторые участки в частном секторе, спуски и подъемы, обрабатывают по-старинке, песко-соляной смесью. Но с учетом прошлогоднего опыта город сделал большой шаг к европейским стандартам в части содержания дорог.
«Западные страны давно отказались от песка. Максимум, используют щебень на тротуарах, - поясняет руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова. - Россия тоже постепенно переходит на более экологичные, безопасные и эффективные аналоги. В Москве, например, запрещено посыпать дороги песком еще с 90-х годов. Современные средства помогают не только в десятки раз снизить количество пыли и грязи, но и повысить уровень безопасности на дорогах. Пример Ижевска это еще раз наглядно подтверждает».