Примерное время чтения: 8 минут
31

Воспитать одарённость. Как родителям раскрыть способности детей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Удмуртии 11/12/2024
Важный этап развития одарённости выпадает на дошкольный период
Важный этап развития одарённости выпадает на дошкольный период freepik.com

Есть два противоположных взгляда на детскую одарённость. Одни считают, что таких ребят очень мало, другие уверены: все дети одарённые, а ограничения их способностей связаны лишь с окружающей средой, которая не даёт им возможности проявить свои таланты. Как это часто бывает, истина находится где-то посередине.

Как разглядеть одарённость и развить способности, рассказала психолог-консультант, тренер Екатерина Попугаева.

Распознать одарённость 

Что такое одарённость? Чем это понятие отличается от таланта?

– Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. А талант – это врождённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Одарённые дети имеют природные способности выше среднего, а талантливые развили свои способности до высокого уровня. Происходит путь: задатки – способности – одарённость – талант – гениальность.

– Как разглядеть такого ребёнка?

– У одарённости есть особые проявления, их психологи выделили ещё в конце XX в. Как это выглядит со стороны? У ребёнка есть стремление к творчеству, есть интерес что-то создавать. Это могут быть проявления в искусстве, робототехнике, авиамоделировании и так далее. У ребёнка повышенная самостоятельность, он часто пытается решить вопрос не по зубам, высокий уровень познавательной потребности и любознательности, перфекционизм, противоречивость самооценки. Часто наблюдается нонконформизм – ребёнок (чаще уже подросток) не желает делать так, как хотят другие, как велят правила. Очень яркая черта – новаторство: как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приёмы и закономерности. Также выделяют: негативное отношение к школе и учёбе, нарушение отношений с родителями, подверженность колебаниям настроения, депрессии, дух противоречия. Я часто встречаю любознательных, эрудированных детей, в процессе общения с которыми понимаешь, что не всё так гладко. У одних есть проблемы в отношениях с родителями, у других – приводы в полицию.

Психолог-консультант.
Психолог-консультант. Фото: Из личного архивa/ Екатерина Попугаева

Начинать развитие нужно с врождённых задатков. В каком возрасте этим лучше заниматься?

– Важный этап развития одарённости выпадает на дошкольный период, но и в подростковом возрасте важно включаться и развивать эти способности. Наиболее эффективным представляется подход, при котором одарённость в раннем возрасте (старший дошкольный и младший школьный) рассматривается и развивается как общая, универсальная способность. С течением времени эта универсальная способность приобретает всё более выраженные черты и направленность на конкретные области. В этот период главная педагогическая цель смещается с развития общих способностей на поиск подходящего способа реализации личности в конкретных видах деятельности. Здесь школьная среда является существенным развивающим или, к сожалению, тормозящим фактором. Одарённость может быть в совершенно разных областях, которые бывает сложно выявить на общих уроках.

Ветер в паруса 

Такие дети отличаются сильной мотивацией? Как её поддерживать?

– Мне нравится выражение: мотивация – ветер, который дует в твои паруса. Важно понимать, что мотивация изменяется с возрастом. В детском саду и начальной школе – работает внешняя стимуляция (взрослые наругают или похвалят), а начиная примерно с пятого класса работает только внутренняя мотивация. Как раз в это время у ребёнка могут появиться трудности в общении, ухудшаются оценки, пропадают интересы. Здесь ругань и вознаграждение родителей перестают работать как раньше. Большую значимость играют удовольствие от самой деятельности и значимость её результата для личности. Пример: для выпускника в значимости может быть поступление в вуз. Есть много историй, в которых подростки учились не очень хорошо, потому что не видели значимости результата, но они знали, что надо хорошо сдать ЕГЭ и поступить на бюджет. Так и происходило, хотя в школе на них уже не делали больших ставок.

Похвала к критике должна быть в соотношении 5-6 к 1. То есть 5-6 раз похвалил, один раз покритиковал.
Похвала к критике должна быть в соотношении 5-6 к 1. То есть 5-6 раз похвалил, один раз покритиковал. Фото: АиФ/ Татьяна Меель

– А если всё же интереса нет? Это можно часто увидеть на примере апатичных подростков.

К причинам спада мотивации у подростков можно отнести играющие гормоны и прочие физиологические процессы. Даже низкий уровень гемоглобина может стать причиной отсутствия энергии у ребёнка на какую-либо деятельность. Здесь же выделяют страх (реакция родителей, боятся учителя), отношения (дружеские, романтические, семейные), нагрузка, когда есть желание и интерес, а сил нет. В последнем случае родителям нужно пересмотреть занятость ребёнка.

Жажда знаний

– Как же развить одарённость у подростка?

Основной навык для развития одарённости, который стоит привить подростку, это желание изучать. В школе это могут быть мозговые штурмы, исследовательские проекты, связанные с определённым предметом или в целом с изучением мира. Развитию одарённости таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность – настольные игры, экскурсии, походы в театр или кино с обязательным обсуждением увиденного. Дополнительное образование – кружки по интересам.

Развитию одарённости таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей.
Развитию одарённости таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. Фото: АиФ/ Леонид Порошков

Что мешает развитию интереса у детей?

– Этот вопрос я задавала ученикам. Самым первым пунктом подростки выделяют сравнение с другими. Речь про того самого сына маминой подруги, у которого и оценки лучше, и друзья хорошие, и комната всегда прибранная. Далее идёт установка: «я столько в тебя вложила, а ты…». Ребёнку понравилось что-то, родители скупили дорогое оборудование, распланировали занятия на год вперёд, а у ребёнка сменились интересы. В некоторых случаях из-за чувства вины дети и дальше будут заниматься навязанным хобби. Но принесёт ли это пользу? Здесь также: «это не то, что ценится в обществе», «так не делается», «ты будешь ходить, мне неважно, что ты хочешь, тебе так лучше». И, конечно, нельзя не сказать про критику. Она допустима, но есть правила. Похвала к критике должна быть в соотношении 5-6 к 1. То есть 5-6 раз похвалил, один раз покритиковал. Трудности случаются. И это нормально. Разбираемся, почему, и принимаем дальнейшее решение. Родитель может показать альтернативы, но не может выбрать за подростка.

Справка

Существует несколько типов одарённости:

  • Интеллектуальная – характеризуется высоким уровнем умственного развития. Такой ребёнок отличается наблюдательностью, отличной памятью и широким кругом интересов;
  • Академическая – проявляется в успеваемости по определённым школьным предметам. Ребёнок легко и быстро осваивает одну область знаний, демонстрируя глубину и лёгкость понимания;
  • Творческая (креативная) – способность создавать новое, генерировать идеи и предлагать нестандартные решения. Ребёнок находит оригинальные подходы и достигает уникальных результатов;
  • Художественная – является разновидностью творческой одарённости и проявляется в выдающихся достижениях в области искусства и исполнительского мастерства, таких как живопись, музыка и скульптура;
  • Социальная – успешность в общении и межличностных отношениях. Ребёнок легко адаптируется к новым ситуациям и умеет находить общий язык со сверстниками и взрослыми;
  • Психомоторная – проявляется в интересе к деятельности, требующей развития моторики, точности и координации движений. Ребёнок обычно физически развит, хорошо владеет своим телом и демонстрирует высокий уровень основных двигательных навыков.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах