Есть два противоположных взгляда на детскую одарённость. Одни считают, что таких ребят очень мало, другие уверены: все дети одарённые, а ограничения их способностей связаны лишь с окружающей средой, которая не даёт им возможности проявить свои таланты. Как это часто бывает, истина находится где-то посередине.
Как разглядеть одарённость и развить способности, рассказала психолог-консультант, тренер Екатерина Попугаева.
Распознать одарённость
– Что такое одарённость? Чем это понятие отличается от таланта?
– Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. А талант – это врождённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Одарённые дети имеют природные способности выше среднего, а талантливые развили свои способности до высокого уровня. Происходит путь: задатки – способности – одарённость – талант – гениальность.
– Как разглядеть такого ребёнка?
– У одарённости есть особые проявления, их психологи выделили ещё в конце XX в. Как это выглядит со стороны? У ребёнка есть стремление к творчеству, есть интерес что-то создавать. Это могут быть проявления в искусстве, робототехнике, авиамоделировании и так далее. У ребёнка повышенная самостоятельность, он часто пытается решить вопрос не по зубам, высокий уровень познавательной потребности и любознательности, перфекционизм, противоречивость самооценки. Часто наблюдается нонконформизм – ребёнок (чаще уже подросток) не желает делать так, как хотят другие, как велят правила. Очень яркая черта – новаторство: как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приёмы и закономерности. Также выделяют: негативное отношение к школе и учёбе, нарушение отношений с родителями, подверженность колебаниям настроения, депрессии, дух противоречия. Я часто встречаю любознательных, эрудированных детей, в процессе общения с которыми понимаешь, что не всё так гладко. У одних есть проблемы в отношениях с родителями, у других – приводы в полицию.
– Начинать развитие нужно с врождённых задатков. В каком возрасте этим лучше заниматься?
– Важный этап развития одарённости выпадает на дошкольный период, но и в подростковом возрасте важно включаться и развивать эти способности. Наиболее эффективным представляется подход, при котором одарённость в раннем возрасте (старший дошкольный и младший школьный) рассматривается и развивается как общая, универсальная способность. С течением времени эта универсальная способность приобретает всё более выраженные черты и направленность на конкретные области. В этот период главная педагогическая цель смещается с развития общих способностей на поиск подходящего способа реализации личности в конкретных видах деятельности. Здесь школьная среда является существенным развивающим или, к сожалению, тормозящим фактором. Одарённость может быть в совершенно разных областях, которые бывает сложно выявить на общих уроках.
Ветер в паруса
– Такие дети отличаются сильной мотивацией? Как её поддерживать?
– Мне нравится выражение: мотивация – ветер, который дует в твои паруса. Важно понимать, что мотивация изменяется с возрастом. В детском саду и начальной школе – работает внешняя стимуляция (взрослые наругают или похвалят), а начиная примерно с пятого класса работает только внутренняя мотивация. Как раз в это время у ребёнка могут появиться трудности в общении, ухудшаются оценки, пропадают интересы. Здесь ругань и вознаграждение родителей перестают работать как раньше. Большую значимость играют удовольствие от самой деятельности и значимость её результата для личности. Пример: для выпускника в значимости может быть поступление в вуз. Есть много историй, в которых подростки учились не очень хорошо, потому что не видели значимости результата, но они знали, что надо хорошо сдать ЕГЭ и поступить на бюджет. Так и происходило, хотя в школе на них уже не делали больших ставок.
– А если всё же интереса нет? Это можно часто увидеть на примере апатичных подростков.
– К причинам спада мотивации у подростков можно отнести играющие гормоны и прочие физиологические процессы. Даже низкий уровень гемоглобина может стать причиной отсутствия энергии у ребёнка на какую-либо деятельность. Здесь же выделяют страх (реакция родителей, боятся учителя), отношения (дружеские, романтические, семейные), нагрузка, когда есть желание и интерес, а сил нет. В последнем случае родителям нужно пересмотреть занятость ребёнка.
Жажда знаний
– Как же развить одарённость у подростка?
– Основной навык для развития одарённости, который стоит привить подростку, это желание изучать. В школе это могут быть мозговые штурмы, исследовательские проекты, связанные с определённым предметом или в целом с изучением мира. Развитию одарённости таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность – настольные игры, экскурсии, походы в театр или кино с обязательным обсуждением увиденного. Дополнительное образование – кружки по интересам.
– Что мешает развитию интереса у детей?
– Этот вопрос я задавала ученикам. Самым первым пунктом подростки выделяют сравнение с другими. Речь про того самого сына маминой подруги, у которого и оценки лучше, и друзья хорошие, и комната всегда прибранная. Далее идёт установка: «я столько в тебя вложила, а ты…». Ребёнку понравилось что-то, родители скупили дорогое оборудование, распланировали занятия на год вперёд, а у ребёнка сменились интересы. В некоторых случаях из-за чувства вины дети и дальше будут заниматься навязанным хобби. Но принесёт ли это пользу? Здесь также: «это не то, что ценится в обществе», «так не делается», «ты будешь ходить, мне неважно, что ты хочешь, тебе так лучше». И, конечно, нельзя не сказать про критику. Она допустима, но есть правила. Похвала к критике должна быть в соотношении 5-6 к 1. То есть 5-6 раз похвалил, один раз покритиковал. Трудности случаются. И это нормально. Разбираемся, почему, и принимаем дальнейшее решение. Родитель может показать альтернативы, но не может выбрать за подростка.
Справка
Существует несколько типов одарённости:
- Интеллектуальная – характеризуется высоким уровнем умственного развития. Такой ребёнок отличается наблюдательностью, отличной памятью и широким кругом интересов;
- Академическая – проявляется в успеваемости по определённым школьным предметам. Ребёнок легко и быстро осваивает одну область знаний, демонстрируя глубину и лёгкость понимания;
- Творческая (креативная) – способность создавать новое, генерировать идеи и предлагать нестандартные решения. Ребёнок находит оригинальные подходы и достигает уникальных результатов;
- Художественная – является разновидностью творческой одарённости и проявляется в выдающихся достижениях в области искусства и исполнительского мастерства, таких как живопись, музыка и скульптура;
- Социальная – успешность в общении и межличностных отношениях. Ребёнок легко адаптируется к новым ситуациям и умеет находить общий язык со сверстниками и взрослыми;
- Психомоторная – проявляется в интересе к деятельности, требующей развития моторики, точности и координации движений. Ребёнок обычно физически развит, хорошо владеет своим телом и демонстрирует высокий уровень основных двигательных навыков.