151

Правда о войне. Почему современные школьники не знают историю?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ в Удмуртии 12/05/2021
Уже некому приходить на встречи со школьниками и рассказывать о войне.
Уже некому приходить на встречи со школьниками и рассказывать о войне. / Людмила Габова / АиФ

Великая Отечественная война – одна из основных скреп современного российского общества, сильно разрозненного материальным расслоением и отсутствием национальной идеи.

Но живых очевидцев той поры почти не осталось. Уже некому приходить на встречи со школьниками и рассказывать о войне. Сейчас знания об этом трагическом событии они узнают из учебников. А сколько глав там посвящено войне?

«Открываю некоторые учебники школьные – с удивлением смотрю, что там написано. Как будто не про нас. Кто пишет, кто пропускает такие учебные пособия? Просто удивительно. Всё что угодно там написано. И о втором фронте… Только про Сталинградскую битву ничего не сказано. Бывает и такое, – сказал Владимир Путин в недавнем послании к Федеральному собранию».

«Историю Великой Отечественной глубоко не изучаем, – подтверждает слова главы государства учитель истории Тыловыл-Пельгинской школы из Вавожского района Галина Зубкова. – Дети не знают, кто такие пионеры-герои: Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, молодогвардейцы... История о войне обезличена. А ведь врага победили солдаты. И у каждого солдата было имя! Курс истории ВОВ начинается в старших классах, и рассчитан он на шесть-семь часов. Курс отражает основные события: битву под Москвой, Сталинградскую битву, Курскую дугу, битву за Днепр. О Ржевской битве в нём нет ни слова. А в этом котле, по отдельным сведениям, погибло полтора миллиона красноармейцев. Среди них был мой дед. Об этой битве я собрала информацию из разных источников. И, чтобы заполнить пробел в учебной программе, провожу дополнительные занятия. Чиновники из Минпросвещения те знания, что есть в учебниках, предлагают детям дополнять самостоятельно. Самый доступный источник – интернет. Но там можно найти противоречивые сведения. Например, подвиг Зои Космодемьянской описывается как вредительство. Мол, дома поджигала, поэтому местные жители её и выдали. Детям трудно отличить правду от вымысла. Хотя они нуждаются в положительном и бесспорном примере. Для учеников нашей школы таким примером служит Герой Советского Союза, уроженец д. Ожги Григорий Евдокимов. Его фронтовой путь мы изучаем на уроках краеведения».

Урок в музее

Изучение истории Великой Отечественной войны начинается в старших классах. В хронологическом порядке по девятый класс дети изучают предшествующую историю. И дети, которые после девятого уходят в профессиональные учебные заведения, могут вообще о войне не знать. Поэтому и возрастает значение учреждений дополнительного образования, тех же школьных музеев.

 «Уроки по истории войны в нашем музее проводят четыре школы города, – говорит руководитель народного музея истории детского движения УР из Глазова Татьяна Баширова. – Материал, который дают во время этих уроков, не повторяет школьную программу. У нас оформлен целый зал экспонатами военной поры, мы показываем документальный фильм, всё это вызывает дополнительные эмоции, повышает восприятие материала. Школьники слушают внимательно, сопереживают, задают вопросы. Но на проверочные вопросы викторины отвечают единицы. Информация не задерживается, сознание у современных детей клиповое. Одна из девочек, победительница олимпиад по истории, мне как-то сказала: «Как хорошо, что папа заставлял смотреть меня фильмы о войне!» Эти фильмы, которые она поначалу смотреть отказывалась, вызвали у неё интерес к истории».

А могут ли семейные просмотры фильмов повысить интерес к истории у ребят?

Лучше – старое кино

«Современные фильмы о войне мне напоминают сказки, которые я редко могу посмотреть до конца, – признаётся научный сотрудник Балезинского районного историко-краеведческого музея Олег Кондратьев. – Образы героев войны искажают намеренно. Началось это с середины 80-х, когда стало модно очернять всю советскую историю. В те годы художественный вымысел не был гротескным, как сейчас, когда капитан НКВД – злобный маньяк, а солдат штрафбата – трусливый подонок. Перестроечная конъюнктурщина на экранах переросла в открытое шельмование истории, поэтому смотреть лучше фильмы советского периода. Они снимались при живых свидетелях войны, которые не потерпели бы такого искажения фактов, которое наблюдается сейчас. В основе кинолент «Т-34» и «Жаворонок» реальный исторический факт. Чёрно-белый «Жаворонок» снят в 60-е, но смотреть его приятнее. В фильме «Девятаев» столько исторического бреда, что на кадрах с описанием вражеских ракет я выключил телевизор. Поступок этого военного лётчика сам по себе является подвигом, для чего примешивать к нему лишнюю информацию? Уровень большинства учебников по истории войны соответствует тому, что снимают современные режиссёры. Это уровень сказок. Чтобы знать правду о войне, нужно читать исторические документы. Но большинству школьников они неинтересны».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах