(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
76

Потехе час. Сколько времени дети должны проводить за учёбой и отдыхом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ в Удмуртии 06/11/2024
За последние 50 лет учебная нагрузка в школах увеличилась более чем в два раза
За последние 50 лет учебная нагрузка в школах увеличилась более чем в два раза / Станислав Ломакин / АиФ

Взрослые часто сетуют на то, что им не хватает времени, и с грустью вспоминают беззаботные дни своего детства. Однако реальность такова, что у современных школьников детство едва ли можно назвать свободным. Специалисты отмечают, что одна из главных причин проблем со здоровьем у школьников – это стресс, вызванный нехваткой времени. За последние 50 лет учебная нагрузка в школах увеличилась более чем в два раза. Многие школьники посещают спортивные секции, музыкальные и художественные школы, различные кружки и факультативы. В результате, чтобы всё успеть, они вынуждены постоянно торопиться, и у них остаётся совсем мало времени на отдых или на занятия, не связанные с учёбой. 

Семь уроков – это максимум

Расписание в школах составляют не как вздумается, а по СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В нём указана нагрузка на учеников с учётом их возраста. Упорядочить расписание, которое бы отвечало всем требованиям, – та ещё задача! И надо признаться, что реалии таковы, что в больших школах оно часто получается несбалансированным. 

«Учебное расписание должно составляться с учётом работоспособности ребёнка. Для первоклашек максимальная нагрузка в день – это четыре урока, один раз в неделю пятым уроком можно поставить физкультуру. Со второго по четвёртый класс – не более пяти уроков в день, один раз в неделю шесть уроков за счёт физкультуры. В пятом-шестом классе количество уроков должно быть не больше шести, а в седьмом-одиннадцатом – не более семи. Продолжительность одного занятия не должна превышать 45 минут. Исключение – первый и коррекционный класс. Для таких ребят оптимальный и комфортный урок длится не более 40 минут. Перемена между умственной работой должна быть не менее 10 минут. Обязательно включить в расписание учебных занятий большую перемену для обеда продолжительностью не менее 20 минут», – рассказывает заместитель начальника отдела санитарного надзора Роспотребнадзора Удмуртии Вероника Сазонова

В больших школах расписание часто получается несбалансированным.
В больших школах расписание часто получается несбалансированным. Фото: АиФ/ Антон Харин

Расписание на день должно составляться с учётом сложности предметов. Понедельник, как известно, день тяжёлый, а пятница – это почти выходной, поэтому основная учебная нагрузка должна приходиться на вторник-среду. В эти дни должны стоять самые сложные предметы. А в пятницу ученикам положен облегчённый день.

И так же в течение дня – первые и последние уроки должны быть более облегчёнными. При этом максимальная нагрузка приходится с 10 до 12 часов. В этот интервал времени у детей пик умственной работоспособности, поэтому контрольные работы лучше проводить на 2-3 уроке. И не более одной в день.

Драмкружок, кружок по фото

«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота…» – это стихотворение Агнии Барто было написано почти сто лет назад, но сейчас оно как никогда актуально. Современные родители школьников (а нередко и дошкольников) стремятся заполнить всё свободное время ребёнка различными кружками и секциями для всестороннего развития. Однако чрезмерные нагрузки могут привести к физическому и эмоциональному истощению, и ребёнок может начать протестовать против внешкольных занятий. Как выбрать подходящие занятия и не перегрузить ребёнка? 

«Очень часто на приём к психологу стали обращаться родители дошкольников, которые не хотят идти в первый класс. Разбираясь в проблеме, становится понятно, что к своим 6-7 годам ребёнок уже посещает множество секций. Он уже устал. А до семи лет основная деятельность у ребёнка – это игра. Но ему не дали прожить своё детство. Если говорить о детях школьного возраста, то количество секций тоже должно быть адекватным. Чем больше у ребёнка дополнительных занятий, тем больше над ним оценивающих взрослых. Ведь каждый тренер заинтересован, чтобы ребёнок был успешен именно у него. А если таких наставников у ребёнка пять? В школе оценивают учителя, дома – родители. Это создаёт ощутимое давление. Одного-двух кружков школьнику достаточно: один – для физического развития, второй – для творчества или развития интеллекта. Пусть ребёнок понимает, что он может преуспеть в разных сферах. Конечно, количество кружков можно увеличить, если этого хочет сам ребёнок, а не только родитель. При этом должно оставаться свободное время для занятий своими детскими делами. Это может быть час-два в день (зависит от возраста). В это время мы предоставляем ребёнку выбор действий: компьютерные игры, мультики, общение с друзьями, рукоделие и т. д.» – рассказывает медицинский психолог Вероника Кантеева.

Одного-двух кружков школьнику достаточно: один – для физического развития, второй – для творчества или развития интеллекта.
Одного-двух кружков школьнику достаточно: один – для физического развития, второй – для творчества или развития интеллекта. Фото: АиФ/ Арсений Костерин

При составлении графика дополнительных занятий для школьника необходимо учитывать его интересы, темперамент и состояние здоровья. Возможно, три свободных вечера в неделю не подойдут для вашего активного ребёнка. А стеснительным детям может потребоваться больше времени, чтобы адаптироваться хотя бы в одном коллективе. Дополнительные занятия лучше планировать на те дни, когда в школе и дома меньше всего уроков.

Ничего не хочу

Обратные ситуации, когда ребёнок ничем не заинтересован или бросает один кружок за другим, тоже не редкость. 

«Для некоторых родителей становится откровением, что ребёнка нужно заинтересовывать в посещении секций и кружков. Недостаточно просто записать ребёнка на допзанятие. Важно проявлять собственный интерес и акцентировать ребёнка на положительных моментах от этой деятельности. Если вы говорите о пользе зарядки по утрам, а сами её не делаете, то очень мало шансов, что ребёнок начнёт день со спорта. Причины нежелания ребёнка ходить в кружок или секцию могут быть совершенно разными. Важно их понимать. Отказ может быть связан с завышенными ожиданиями от ребёнка или неудачным выбором секции, в которой у него мало шансов реализоваться. Например, когда мама отдаёт изящную, хрупкую дочку на секцию по лёгкой атлетике, а она мечтает заниматься бисероплетением и шитьём. Тогда очередное занятие становится полем для стресса», – считает Вероника Кантеева.

Недостаточно просто записать ребёнка на допзанятие. Важно проявлять собственный интерес и акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах от этой деятельности.
Недостаточно просто записать ребёнка на допзанятие. Важно проявлять собственный интерес и акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах от этой деятельности. Фото: freepik.com

Причину для стресса нужно выяснять в каждом случае индивидуально. От этого будут зависеть дальнейшие действия родителей. Не всегда это повод сразу бросать занятия. Иногда такая ситуация может стать хорошей площадкой для более близкого и доверительного контакта, пониманию внутреннего мира ребёнка.

Если же ребёнок совсем ничего не делает и всё время лежит, у него мало активности, при этом нет никаких желаний, причина может крыться в проблемах со здоровьем, в том числе в зарождающейся депрессии. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Кстати

Если ваш ребёнок успешно справляется с учебной программой, с радостью посещает дополнительные занятия и у него остаётся время для игр и прогулок, то вы выбрали оптимальный уровень нагрузки.

Однако есть тревожные сигналы, которые указывают на необходимость уменьшить количество занятий и дать ребёнку больше отдыха:

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах