Но станут ли нынешние школьники, предпочитающие книге новомодные гаджеты, проявлять интерес к чтению? Об этом мы беседуем с Софьей Павловой, учителем литературы Гуманитарного лицея Ижевска.
Похвально, но бесполезно
Наталья Еркешева, АиФ-Удмуртия: - Софья Салаватовна, как вы думаете, в Год литературы у молодого поколения появится интерес к чтению?
Софья Павлова: - «На свете счастья нет, но есть покой и воля». «Покой» у Александра Сергеевича Пушкина - это гармония, лад с самим собой, с существующим порядком. «Воля» - это ощущение себя нужным в этом порядке. Сейчас же ни покоя, ни воли вокруг не наблюдается, а если и наблюдается, то на отдельно взятых квадратных метрах. Вот в такой ситуации в стране объявление Года литературы похвально, но бесполезно. Молодое поколение, не читавшее сызмальства, в одночасье не зачитает.
- Но, может быть, современная школа как раз и должна сформировать у детей интерес к чтению?
- Про формирование интереса к чтению, про место литературы в школе говорят очень много. Недавно приняли новую концепцию преподавания литературы, составили «нужный» список литературных произведений, предложили увеличить часы литературы в школе. Много рассуждают также о бездуховности, безнравственности, отсутствии патриотизма, и, как следствие того, что книга не востребована у подрастающего поколения. Школа не находится в изоляции от того, что происходит в стране и за её пределами, от того, какие ценности декларируются в государстве и семье. В частности, если дома книга в диковинку, если родители её в руки не берут по вечерам - школа бессильна. Вся надежда на энтузиазм учителя, который жизнь готов положить, но книгу отстоять. Именно книгу, а не процент качества знаний при сдаче ЕГЭ по литературе, заметьте.
Учебник-путеводитель
- Если и нужен сегодня единый учебник литературы, то только как путеводитель по художественным текстам. Причём он должен быть составлен так, чтобы было обязательным столкновение противоположных точек зрения филологов, исследователей-критиков, чтобы в центре пересечения мнений «высекалась» собственная мысль ученика. А так на уроке нужен только художественный текст и вопросы школьника к нему. Когда же знание литературы начинают проверять тестами, то дети совершенно логично теряют навыки письменной речи. Да и устной тоже.
- А как сделать так, чтобы школьники не «проходили» Пушкина мимо, а читали его с наслаждением? Не по обязанности, а потому что нельзя иначе?
- В нашем лицее бытует мнение, что любой «текст» надо изучать там, где его место. О гейзерах, например, надо говорить на Камчатке, первобытную историю изучать в археологических экспедициях, английский язык - в Англии, историю русского театра - в театрах Москвы, «Пиковую даму» читать в Болдино. И мы с учениками действительно ездили в Нижегородскую область. А «Пиковую даму» читали ночью, при свете свечей, сидя на полу в Болдинском кабинете поэта.
Сочинение «по указке»
- Нынче школьники должны сдавать не только обязательные ЕГЭ - русский язык и математику, но и писать сочинение по литературе. Как с этим заданием справляются ученики?
- Как вы думаете, способен ли сегодня учитель пробудить интерес к чтению у поколения, которое выбирает не книги, а гаджеты? И как это сделать?
- Думаю, что способен. Но при условии, что учитель понимает: литература - это не урок и не строка в расписании. Литература - это человекообразующий фактор нашей жизни.