Согласно «Стратегии пространственного развития», Татарстан, Удмуртия, Пермский край, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Кировская и Нижегородская области войдут в Волго-Камский макрорегион.
Авторы документа рассчитывают, что взаимодействие между регионами станет более эффективным, и это обеспечит России экономический рост. При этом сделают ставку на лидеров, то есть на регионы, где всё благополучно, есть объекты инфраструктуры, которые обеспечивают выход к международным рынкам или транспортным коридорам.
«АиФ в Удмуртии» выяснил у экспертов, будет ли в этом толк для Удмуртии и чем эта инициатива может обернуться для каждого региона.
Толчок к развитию
Политолог, кандидат исторических наук Михаил Малышев считает, что в данном предложении есть свои плюсы и минусы.
«Основная цель «Стратегии» – устойчивое развитие страны, обеспечивающее сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и усиление нацбезопасности страны. Это некий толчок, чтобы сдвинуть с мёртвой точки процессы экономического развития. 14 макрорегионов не собираются объединять в административно-территориальные единицы, то есть никто не будет создавать единое правительство или законодательный орган в макрорегионах. И не надо думать, что Удмуртию насильно объединят с Татарстаном, Пермским краем и Кировской областью, – говорит Михаил Малышев. – Каждый регион будет иметь свою «эффективную экономическую специализацию». Но непонятно, а что делать крупным компаниям, которые не вошли в этот перечень специализации? Как им дальше развивать свой бизнес? Также неясно, в каком направлении будет развиваться село. И возникает ещё один вопрос: хватит ли сил у того или иного региона (к примеру у Удмуртии) отстаивать свои интересы?»
Вопросов больше, чем ответов
В «Стратегии пространственного развития» – более 100 страниц. Об Удмуртии сказано не так уж много. К примеру, что у нас наиболее перспективные отрасли – растениеводство и животноводство, производство пищевых продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, автомобилей, оборудования, одежды, мебели и т. д. Также есть будущее у металлургического производства. А вот добычу полезных ископаемых и обработку древесины признали отраслями неэффективной специализации, но «критически важными для экономики республики».
«Идея создания 14 макрорегионов напоминает территориальные совнархозы, которые были при Хрущёве, – напоминает профессор Института экономики и управления УдГУ Владимир Матвеев. – Можно предположить, что главным в Волго-Камском регионе будет Татарстан, потом Пермский край, а Удмуртии останется лишь довольствоваться тем, что осталось «с барского стола». Считаю, что это очередная реформа, которая предполагает мобилизацию ресурсов территорий для решения проблем. Но нужно учитывать, что все регионы разные. Как будут решаться насущные вопросы и к чему приведёт объединение – сказать пока трудно».
Также весьма скептически относится к идее создания макрорегионов и и. о. директора Ижевского филиала РАНХиГС Максим Тенсин.
«Эта инициатива с экономической и социальной точки зрения весьма сомнительная, – считает Максим Тенсин. – Во-первых, все территории, которые предполагается включить в состав Волго-Камского макрорегиона, существенно отличаются друг от друга с точки зрения экономики, социальной сферы, этнической и конфессиональной составляющей. Во-вторых, бюджетный федерализм, в результате которого в субъектах остаётся порядка 30% собираемых налогов, лишает все проекты реальной экономической основы и не повышает уровень жизни людей. А в-третьих, федеральный центр в очередной раз пытается переложить ответственность за развитие инфраструктуры на регионы. Я считаю, что эта идея нежизнеспособна и бесперспективна, поскольку в территориях отсутствуют необходимые средства. А перекачивание денег из благополучных субъектов в неблагополучные будет вести только к росту социальной напряжённости».
Минэкономики РФ хотят внести документ на рассмотрение в правительство уже в сентябре, а утвердить его должны в ноябре.