Логопеды-дефектологи отмечают увеличение числа детей, которые не говорят к трём годам. Часто причины кроются в неправильных действиях родителей. Как избежать ошибок и когда стоит бить тревогу, если сын или дочь молчат?
Разговаривать с младенцем
Каждая мама хочет, чтобы малыш развивался по возрасту. По существующим нормам с шести месяцев ребёнок говорит различные слоги вразнобой. С восьми месяцев начинает произносить слогами «ма-ма», «ба-ба» и т. д., но без привязки к реальному образу. К годику появляются первые слова. Мальчики при этом развиваются чуть медленнее девочек. И чаще именно с ними приходят на приём к логопеду.
«К одному году ребёнок должен смотреть на маму и говорить «мама», смотреть на машинку и говорить «би-би». Он не просто лепечет или произносит слоги, он знает их значение. Используется активный словарь от десяти до двадцати слов, включая звукоподражания («мяу», «гав», «ням»)», – рассказывает логопед-дефектолог из Ижевска Татьяна Воронцова.
По мнению логопедов, существует прямая связь между тем, как ведут себя родители, и тем, когда в итоге начнёт говорить малыш. Мама и папа должны контактировать с ребёнком, комментировать свои действия даже трёхмесячному крохе. В некоторых семьях считают, что говорить с младенцем не нужно – он же их не понимает. Это ошибка, которая в дальнейшем может привести к задержке речи.
«Занятость взрослых патовая. Всё чаще у мам нет времени на занятия со своим ребёнком, полноценное общение с ним. В итоге число неговорящих детей растёт, – говорит ижевский психолог София Дундученко. – Речь у ребёнка нужно развивать с самого рождения. Необходимо проговаривать с ним, что вокруг происходит, носить по квартире, по улице и объяснять всё, что он видит, называть предметы, озвучивать свои действия. С рождения у малыша зрение недостаточно развито, но всё равно делать это важно. Смена образов, силуэтов и комментарии мамы закладывают основу речи - как моторной, так и слуховой. Ребёнок реагирует на голоса и различает их. В первые двенадцать месяцев жизни закладывается фундамент речевого развития, формируются отделы мозга, ответственные за речь. В три года речевые области мозга практически сформированы, а значит, самый благоприятный период может быть упущен. Профилактика легче проходит, чем коррекция. Не упускайте момент».
Поможет избежать дальнейших проблем и убранная до года пустышка – долгое сосание приводит к дефективному звукопроизношению. Переход к твёрдой пище способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
«С ребёнком до года используйте звукоподражание («гав-гав» – собака, «би-би» – машина). При этом сразу озвучивайте и реальный образ слова, – советует Татьяна Воронцова. – Вовремя исключайте «лепетную» речь, не надо сюсюкать, если ребёнок уже начал говорить, используйте реальные слова. Крохе нужно расширять багаж слов. Неправильно, когда родители вместо «свинья», «поросёнок» и «хряк» всегда используют слово «хрюшка». Ещё одна частая ошибка – мамы и папы не смотрят на ребёнка в момент, когда говорят. Либо у них быстрая, не очень чёткая речь. А малыш учится говорить, считывая положение губ, языка и щёк. В итоге страдает моторная сторона речи – сын или дочь тоже не проговаривает внятно, съедает звуки».
Помогут занятия
Способствуют развитию речи массаж и плаванье, а развивающие занятия учат знакомиться с другими детьми и коммуницировать. Что касается мультфильмов и гаджетов – во всём нужна мера.
«Мультфильмы должны быть частью игрового сюжета для развития речи. Например, прочли историю из книжки, поиграли в персонажей соответствующего мультфильма, посмотрели серию. Затем закрепляем вопросами по просмотренной серии. Или лепим персонажей из пластилина, то есть усиливаем эффект. В таких случаях от просмотра будет польза, – советует психолог. – Не рекомендую разрешать бесконтрольно смотреть телевизор, также следует быть внимательным при выборе мультфильмов, отдавая предпочтения адекватным, приближённым к реальным персонажам».
Если у первого ребёнка были проблемы с запуском речи и аналогичные оказались у второго – дело не в генетике. Просто родители наступают на одни и те же грабли.
«По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, форма прикуса. Единственное речевое нарушение, которое имеет генетическую основу (и это научно доказано) – заикание. Но «оживить» его может стрессовая ситуация: психологическая или физиологическая.
Если ребёнок вслед за папой неправильно произносит звук «р», то это не от того, что передалось с генами. Просто малыш копирует отца. Если один сын с речевыми нарушениями, второй - с такими же, то это не генетическая предрасположенность, а просто родители не меняют тактику воспитания», – поясняет логопед-дефектолог.
Не ждать трёх лет
«Сын долго молчал, а родственники и знакомые советовали ждать трёх лет. Говорили, что ребёнок никому ничего не должен, что каждый уникален, и он заговорит рано или поздно. Накручивать себя не хотелось, но к двум с половиной годам я забила тревогу, – рассказывает мама из Ижевска. – Мы прошли невролога, психиатра, генетика, логопеда, делали массаж и ходили на занятия. Причину найти не смогли, у ребёнка был речевой барьер. Думала, садик запустит речь. Он помог, но сейчас сын значительно отстаёт от сверстников».
Вовремя нескорректированная задержка речевого развития, даже если ребёнок заговорил в три года, приводит к тому, что в активной речи ребёнка страдает звуковая и лексико-грамматическая сторона.
Если малыш не говорит не из-за проблем медицинского характера, а из-за педагогической запущенности, детский сад может повлиять положительно. Однако особое внимание следует уделить малышам с проблемами в коммуникации.
«Всё больше родителей считают, что если ребёнок не говорит, напрягать его не нужно, что всё должно идти своим чередом, рано или поздно малыш разговорится либо сам, либо в детском саду. Однако детский сад может стать большим стрессом для такого малыша. Если он никогда не коммуницировал с социумом, а сам по себе скромный и нерешительный, столкнувшись с тем, что ребята не понимают его, может закрыться и замкнётся в себе», – говорит Татьяна Воронцова.
В первую очередь специалисты советуют вовремя делать диагностику, не ждать трёх лет. Если же время уже упущено, а речи нет, важно подобрать верную тактику.
«Всё нужно делать из состояния ресурса, паника не даст трезво мыслить. Для начала следует выяснить, имеются ли проблемы медицинского характера или отсутствие речи не связано с задержкой развития. Если в медкарте ребёнка стоят непонятные диагнозы, не полагайтесь на врача, спрашивайте, изучайте. Часто медики отвечают, что всем такое пишут. Если написали, то есть причины. Проверяйте на всякий случай. Есть сомнения в специалисте – сходите к другому, лучше услышать несколько мнений. Если мама поняла, что ребёнку нужна квалифицированная помощь, стоит озаботиться поиском хорошего компетентного специалиста», – советует психолог.