Примерное время чтения: 7 минут
726

Режиссер Дмитрий Удовиченко знает, как растворяется грань между игрой и смертью

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и факты в Удмуртии 06/02/2013

Ижевские зрители, привыкшие к легковесности и непритязательности комедий, которыми театр неизменно потчевал их каждый сезон, осенью 2012 г. вдруг неожиданно проголосовали за Мартина МакДонаха, пьесы которого никогда не ставили на здешних подмостках.

Именно тогда, во время состоявшейся в Русском драматическом театре Удмуртии «Творческой лаборатории молодых режиссёров» зрители, а вслед за ними и профессиональное жюри, из представленных 7 экскиз-спектаклей, выбрали остросоциальную историю в жанре чёрного юмора.

Дмитрий Удовиченко, победитель проекта и выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, сегодня, 6 февраля, представляет на ижевской сцене психологический триллер «Человек-подушка», работа над которым шла 2,5 месяца.

Аргументы и факты: - Дмитрий, то, что вы стали победителем лаборатории, оказалось для вас приятной неожиданностью?

Дмитрий Удовиченко: - Конечно, я был рад. Но эйфория быстро прошла, остались только колоссальная ответственность и желание оправдать ожидания театральной публики. Тем более что это мой первый спектакль. И я на репетициях из кожи вон лез, чтобы создать что-то необычное по форме. Этот спектакль действительно эксперимент, поскольку очень отличается от привычного здесь репертуара.

Знакомые ощущения

АиФ: - «Человек-подушка» - это не просто ваш первый спектакль, его и ставить приходится в чужом городе. По дому скучаете?

Д.У.: - Особенно скучать мне здесь некогда. Всё время работаю, даже во сне вижу будущий спектакль. Я в первый раз уехал из Питера больше, чем на месяц. И впервые понял, насколько мне не хватает архитектуры собственного города. Насколько я привык к дворцам, мостам и даже климату. К этому влажному воздуху, пронизывающему ветру. Знаете, как бывает: однажды привыкаешь к плохому и ничего не можешь с собой поделать.

АиФ: - Здешние краеведы называют Ижевск Петербургом в миниатюре, говорят, что есть что-то общее в архитектуре классических зданий…

Д.У.: - Ижевск - хороший город, спокойный, рабочий. Что-то, конечно, есть общее с Питером. Вот Михайловская колонна около театра похожа на Александрийский столп, и Михайловский собор чем-то напоминает храм Спаса-на-Крови. Но купеческие дома по ул. Горького больше ассоциируются с Москвой. Правда, на пруду возникают знакомые ощущения, ветер дует как будто с Финского залива.

АиФ: - А с пьесой МакДонаха как складывались ваши отношения? Ведь поначалу она вас не особо вдохновила.

Д.У.: - Я даже сначала подумал, что она слишком ужасна для театра. Вот киношный триллер получился бы неплохой. Такая кафкианская история с отрезанными детскими пальчиками. Жесть, если говорить современным языком. Но всё это очень похоже на нашу жизнь. Я вот в обеденный перерыв хожу в кафе, там работает телевизор, показывают криминальную хронику: всюду кровь, трупы, а люди в это время спокойно едят, общаются друг с другом. И мне вдруг захотелось разобраться, почему так происходит. МакДонах же говорит о сложнейших проблемах, но делает это настолько увлекательно, что дух захватывает. В его пьесах есть и детективная интрига, и чёрный юмор, и поиски ответов на «вечные» вопросы. Всё то, чего зачастую не хватает современной драматургии. И, чтобы разобраться во всей этой истории, мы, например, во время создания спектакля общались со следователями, посетили колонию для несовершеннолетних, ходили смотреть на детишек, страдающих аутизмом и олигофренией.

Дверь в неизвестность

АиФ: - Выходит, зрителей в современном искусстве непременно привлекает социальный контекст?

Д.У.: - Всех зрителей условно можно разделить на 2 категории. Одни приходят в театр, чтобы отвлечься от повседневности, отдохнуть, повеселиться в лёгком жанре, выйти и забыть об этом. Другим нужен диалог с автором, режиссёром, актёрами, они хотят таким образом разобраться в себе. И не обязательно, что спектакль даст им конкретные ответы на вопросы, как менять свою жизнь, как строить взаимоотношения с другими людьми. Но они могут хотя бы приоткрыть эту дверь в неизвестность. Мне, например, в этой пьесе близка тема ответственности художника. Ответственности за сказанное со сцены, написанное на бумаге… К тому же МакДонах пытается объяснить нам всем, как это страшно, когда последние крохи добра погибают из-за многолетней привычки к повседневному склочничеству, когда человек в состоянии озлобиться настолько, что готов лишить жизни ближайшего родственника. И, кстати, пьеса «Человек-подушка» написана в 2006 г., а события, которые мы наблюдаем, происходят давно. И любой человек может, насмотревшись боевиков, наигравшись, выйти на улицу и продолжить играть в компьютерную игру… Так растворяется грань между игрой и жизнью, игрой и смертью, теряется понятие ценности жизни. Одновременно обесценивается понятие любви и ответственности. Вероятно, сегодня крайне важно говорить об этом. Это тот опыт, который рождает социальное поведение. Вот и ижевчанам, даже тем, кто редко заглядывает в театр, было бы интересно посмотреть на современные реалии, осмыслить те проблемы, с которыми сталкиваются ежедневно.

Время молодых

АиФ: - Бытует мнение, что режиссёр - это профессия второй половины жизни. Но в последнее время режиссура заметно помолодела. Сейчас время молодых?

Д.У.: - Мне кажется, в наш век высоких технологий все процессы ускоряются. И люди рано взрослеют. И гораздо раньше начинают размышлять над сложными темами. А когда возникает потребность размышлять, думаю, можно становиться режиссёром. У меня режиссура - второе образование. Я окончил факультет менедж-мента Санкт-Петербургского государственного университета. В принципе, навыки организатора, управленца мне сейчас пригождаются в театре. Другое дело, когда я был менеджером, мне всегда не хватало стихии творчества. Но профессия режиссёра, безусловно, основывается на собственном опыте и на умении рассуждать и думать. Вот и я не очень люблю развлекать зрителей, я люблю с ними общаться.  

АиФ: - Тем не менее, вы уже готовитесь к постановке следующего спектакля. Правда, на сей раз в Таллинне, да и жанр выбрали совсем другой, не такой серьёзный…

Д.У.: - Это будет лёгкая, комедийная пьеса «Тестостерон» Анджея Сарамоновича. Такой мужской спектакль про столкновение разума и инстинктов. Да и Таллинн к дому поближе. 

Досье

Дмитрий Удовиченко родился в Санкт-Петербурге. Окончил факультет менедж-мента Санкт-Петербургского государственного университета, учащийся выпускного курса Санкт-Петербургской государственной театральной академии, мастерская Анатолия Праудина. Свой первый спектакль поставил в Ижевске.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах