В 17 лет мой муж Серафим Гаврилович Кутявин окончил Ижевский аэроклуб, затем, в 1940 году, - Молотовскую военную авиашколу, и получил направление в город Луцк, в Белоруссию.
22 июня 1941 году по команде «К самолётам!» была поднята вся эскадрилья. На родном аэродроме вместо самолётов лежали груды обломков - успела постараться немецкая авиация. Летчикам был дан приказ идти пешком до следующего аэродрома. Так началась для Серафима Гавриловича война.
Через год тяжёлых испытаний, 5 июля 1942 г. лётчик Кутявин был сбит на своём ИЛ-2 вражескими истребителями. Самолёт упал на территорию нашего госпиталя в д. Давыдово, глубоко врезавшись носом в землю.
Когда откопали самолёт и вытащили окровавленного лётчика, он вдруг сказал: «Бомба». Все разбежались. Бомба находилась в хвосте самолёта и чудом не взорвалась. Тогда говорили про него: «Родился в рубашке».
Серафиму Кутявину оказали первую помощь и отправили на самолёте в Москву, в авиагоспиталь, а после 3 месяцев лечения - снова на фронт.
Теперь в эскадрильи связи он был и штурманом, и пилотом. Летал в тыл врага, доставляя партизанам оружие и продовольствие. Точно и своевременно экипаж выполнял боевые задачи по доставке срочных пакетов с приказами и донесениями.
Победу Серафим Кутявин встретил в Восточной Пруссии, а за отличную службу в годы войны был награждён орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны II степени» и многими медалями.
В военно-воздушных силах он служил 20 лет, последним местом его службы стал Туркестанский военный округ. Он ушёл из жизни, когда ему было всего 58 лет.
Про военный подвиг «трудолюбивого тракториста»
Пропавший без вести: «Папка письмо прислал…»
Дневники войны: «Мы никогда не улыбались…»
Студенты ИжГТУ встретились с бывшей узницей детского лагеря смерти