Детское увлечение музыкой оказалось поистине судьбоносным в жизни глазовчанина Игоря Мальцева. Сначала его творческие порывы оценили в театре «Парафраз», а потом пригласили на работу в знаменитый российский мюзикл «Норд-Ост». Целый год шли спектакли, так полюбившиеся многим зрителям… Но 10 лет назад, октябрьским вечером, в теат-ральный центр на Дубровке ворвались вооружённые боевики…
Перед выбором
Аргументы и факты: - Игорь Вячеславович, если вспоминать ваше детство, что тогда было важнее: занятия музыкой, футбол или театр?
Игорь Мальцев: - Я ходил в музыкальную школу, играл на фортепьяно, занимался в хоровой школе «Глазовчанка»… Мне было неудобно признаваться в этом мальчишкам во дворе, и потому я не рассказывал о своих увлечениях. Играл с дворовыми пацанами в футбол и хоккей, тренировался в секции лёгкой атлетики. И так все школьные годы. Правда, в 5 классе хотел бросить музыку. Но педагог по фортепиано, взяв в союзники мою маму, уговорила продолжить занятия. Да и как было не продолжить? Ведь мама всё время держала тапок наготове. Тапок - потому что папа не давал ей ремень…
Однажды я решил принять участие в городской литературной викторине «Подкова Пегаса», которую проводил глазовский театр «Парафраз». После одной из игр меня пригласили в театральную студию, и вскоре я уже играл в спектак-ле «Крестики-нолики».
АиФ: - То есть театр победил. И музыкальное отделение педагогического факультета Глазовского пединститута вы окончили, уже работая в «Парафразе»…
И.М.: - Но сначала я бросил физмат, где отучился 3 года. Меня педагоги поставили перед выбором: или театр, или физмат. А я как будто бы только этого и ждал. Но через 2 года решил вернуться, правда, уже на другой факультет. Институт окончил, получив сразу 2 специальности: учителя начальных классов и учителя музыки. Потом, кстати, мне это пригодилось, когда руководил детской труппой мюзикла «Норд-Ост». Учился и в Москве, в Высшей школе деятелей сценического искусства профессора Дадамяна. Геннадий Григорьевич мне тогда сказал, что из актёра не может получиться хороший директор. Теперь, уже более 10 лет занимая различные директорские должности, я думаю: прав он был или не прав? Кто-то же должен нарушать привычные устои…
Добавили души
АиФ: - А как вы попали в мюзикл «Норд-Ост»?
И.М.: - В Москве я преподавал вокал в одном из школьных театров и случайно узнал, что в новый мюзикл ищут менеджера детской труппы… Пришёл на собеседование и меня взяли. Вообще там подобралась уникальная команда неравнодушных людей: каждый день приходили на работу и выкладывались, как в первый раз. Все хотели внести свою лепту в спектакль - и профессиональные артисты, и дети, и их родители, и технический персонал.
Мюзикл «Норд-Ост» был абсолютно новым явлением в культурной жизни страны: спектакль играли каждый день при полном зале. Кроме того, при создании постановки использовали технологии, которые были придуманы в этом жанре за всю историю мирового искусства, и добавили нашей чисто русской души. И не просто красивая история была рассказана, не просто выходили артисты, которые замечательно поют, но и очень сложная машинерия использовалась: подвижные декорации, садящийся прямо на сцену самолёт-бомбардировщик, вскрывающийся ледяными торосами поворотный круг и т.д. Сейчас в России очень много достойных театральных проектов, но ни один из них такого уважения у меня не вызывает.
АиФ: - Вы руководили детской труппой, сколько юных артистов было задействовано в спектакле?
И.М.: - Почти 60 детей в возрасте от 5 до 13 лет. Было 4 состава, поскольку по законодательству дети не могут работать каждый день. Но трудились они честно, очень трогательно о них заботились родители - приносили бутерброды, дежурили за кулисами.
В октябре 2002 г. мы готовили программу лучших хитов мировых мюзиклов, которая должна была состояться в концертном зале «Россия». Таким образом собирались отметить знаменательную дату - год мюзиклу «Норд-Ост». Пели и наши артисты, и дети, и звёзды эстрады. В тот страшный день, 23 октября, помимо вечернего спектакля была назначена репетиция концерта, поэтому в театральном центре оказалось гораздо больше детей, чем было задействовано в мюзикле. Сначала мы вообще не понимали, что происходит. Мне звонили родители детей, спрашивали, что случилось… Никто не был готов к такому раскладу, никто не ожидал.
Ромео и Джульетта
АиФ: - Насколько я знаю, вам довелось хоронить своих юных артистов, погибших от газа, применённого спецслужбами…
И.М.: - Кристина и Арсений очень трогательно дружили. Они так и ушли из жизни вдвоём, и похоронили их вместе. Многие говорили про них: Ромео и Джульетта. У Кристинки какая-то мудрость была в глазах, совершенно не свойственная детям. И Арсений как-то по-взрослому, очень серьёзно влюбился.
АиФ: - Как родители детей, которые оказались в заложниках, воспринимали всё происходящее?
И.М.: - Недалеко от театра была квартира, где мы проводили всё время захвата заложников. Там же дежурили и родители детей. Что удивительно, не было истерик, взаимных претензий, все как-то собрались, вели себя очень серьёзно, ждали… Перед штурмом нашли священника, пошли в крестный ход по близлежащим улицам. Все очень достойно пережили эту трагедию. Теперь многие артисты мюзикла «Норд-Ост» очень востребованы в самых разных культурных проектах. Остались живы - уже повезло.
АиФ: - За последние 10 лет неоднократно предпринимались попытки восстановить мюзикл. Как вы думаете, у этого проекта может быть продолжение?
И.М.: - Я не знаю, как можно восстановить спектакль, после того, что случилось. Ничего хорошего из этой затеи не получится. Ведь даже попытка создать гастрольную версию и показать её в российских городах не увенчалась успехом. Что-то надломилось в этой истории. Уже не было того ощущения чуда, которое всегда рождал этот спектакль. Были другие проекты от создателей «Норд-Оста» - мюзиклы «Обыкновенное чудо», «Двенадцать стульев». Но всё это каждый раз рождало ощущение, в первую очередь, коммерческого предприятия.
АиФ: - Как вы думаете, после той трагедии могут люди чувствовать себя в безопасности, находясь в общественных местах?
И.М.: - Думаю, крупные города всё же продвинулись в этом вопросе. Появилась охрана, системы связи, установили металлоискатели. Но в провинции и пожарная сигнализация не во всех учреждениях культуры имеется. Просто денег на это нет. Впрочем, в провинциальных учреждениях дальше банальных драк дело не идёт, но и тут можно вызвать наряд полиции.
Досье
Игорь Мальцев родился в 1972 г. в Глазове. Окончил Глазовский государственный педагогический институт и Высшую школу деятелей сценического искусства при РАТИ. Был менеджером детской труппы мюзикла «Норд-Ост», директором глазовского теат-ра «Парафраз». Сейчас работает букинг-директором сети кинотеатров и программным директором телеканала «ТВС» в Глазове.
Справка АиФ
Мюзикл «Норд-Ост» был создан по роману В. Каверина «Два капитана» известными российскими бардами А. Иващенко и Г. Васильевым.Премьера состоялась 19 октября 2001 г. в театральном центре на Дубровке.
Это был первый российский мюзикл мирового уровня с бюджетом около 4 млн долл., который игрался ежедневно. Специально для этого спектакля был реконструирован целый театр.
Вечером 23 октября 2002 г. к зданию театрального центра подъехали 3 микроавтобуса, из них выскочили вооружённые люди в камуфляже и вбежали в здание. В зрительном зале в это время находилось более 800 человек. Террористы выдвинули требование о прекращении военных действий и выводе войск из Чечни.
Утром 26 октября состоялся штурм, во время которого применялся специальный газ для усыпления. В результате теракта по официальным данным погибли 130 человек (по утверждению общественной организации «Норд-Ост» - 174 человека). 5 заложников были застрелены до штурма, остальные скончались уже после освобождения.
Смотрите также:
- Влюбить в оперу. Чем Театр оперы и балета УР планирует привлечь зрителей? →
- Балет как смысл жизни. Ульяна Лопаткина и не мечтала выступать на сцене →
- Евгений Фридлянд: «Дадут в шоу «Голос» дорогу молодым исполнителям?» →