13 января в удмуртском селе Бураново, у себя на родине, скончалась одна из артисток всемирно известного коллектива «Бурановские бабушки» Елизавета Зарбатова. Ей было 86 лет.
Говорить песнями
22 января, на 9-й день после смерти любимицы всего села, Бураново, собрались ее односельчане. Вспоминали, как вместе делили жизнь и горести и как вместе пели. «Баба Лиза» – так называли ее все бурановцы.
«Сколько ее помню – она всегда что-нибудь напевала. Работает по дому – поет; по воду идет – поет», – вспоминает Прасковья Семенова, жительница с. Бураново.
Именно песни бабы Лизы стали всемирно известными хитами «Бурановских бабушек».
«Она буквально говорила песнями, достаточно было обозначить тему и попросить что-нибудь придумать – тут же напевала слова. Она была самой возрастной из наших бабушек, написала много песен, в том числе «Пучоко», с которой группу отобрали на фестиваль «Евровидение». Однако на сцене Елизавета Зарбатова уже несколько лет не выступала, – рассказывает пресс-секретарь коллектива Светлана Сырыгина.
Именно это обстоятельство – оторванность от сценической жизни коллектива – и стало причиной того, что факт смерти Елизаветы Зубатовой не афишировали, говорит Светлана Сырыгина.
На похороны певуньи собрались жители не только села Бураново, но и всех окрестных деревень. Но не скорбели, а пели песни. Ее песни.
«Мы не испытываем скорби. Это печаль, но печаль светлая, какой была и сама Елизавета Филипповна», – поделилась с «АиФ-Удмуртия» участница «Бурановских бабушек» Ольга Туктарева.
Письмо богу
Похоронили «бурановскую бабушку» на сельском кладбище. Но не на том месте, где погребают православных, а на отдельном участке погоста: Елизавета Зарбатова, как и ее предки-удмурты до «седьмого колена», была язычницей. Поклонялась многочисленным языческим богам и просила благоденствия для своего села. Даже перед смертью она думала не о себе, а о священном лесе, что растет около Бураново.
«За месяц до смерти она передала нашему сельскому музею свое национальное женское пальто, в кармане которого оставила письмо с обращением к Инмару – верховному языческому богу удмуртов. В нем она просит его помочь лесу, находящемуся неподалеку от Бураново. Долгие годы его вырубали, а в 2010 году он серьезно пострадал от летней засухи. А лес этот непростой, священный», – рассказывает Ольга Туктарева.
Творческий род
Свои песни Елизавета Филипповна не сочиняла – они приходили к ней «свыше», рассказывают ее односельчане. Может быть, и от бога Инмара, а может быть, впитала она этот дар с молоком матери-певуньи. Но близкие бабушки эту ее особенность до поры до времени всерьез не воспринимали. Лишь когда слава «Бурановских бабушек» вышла за пределы села и прокатилась по всему миру, они с удивлением говорили: надо же, мы думали, у нас обычная мама, а она, оказывается, вон какая!
«Кстати, весь их род – по-удмуртски Юрмаш Выжы – творческий. Сын Елизаветы Филипповны Николай Григорьевич работает в сельском клубе. Законченного музыкального образования не имеет, но с легкостью осваивает любой музыкальный инструмент. И не только осваивает, но и учит музыке сельских ребятишек. Его внучка Юля, правнучка Елизаветы Филипповны, замечательно поет», – рассказывает Ольга Туктарева.
Без Елизаветы Филипповны будет сложно, признаются бабушки. Будем вспоминать ее на Олимпиаде в Сочи, где выступим на открытии игр, говорят участницы коллектива. Там они исполнят песню «Ветерок», написанную специально для зимних Игр. Но не Елизаветой Зарбатовой: ее песни бабушки споют после возвращения из Сочи.
«На 40-й день обязательно вновь соберем гостей, всех, кто ее помнил и знал, и споем ее песни», – говорит Ольга Туктарева.
Смотрите также:
- Как поживают бабушки: про бульдозер, чулки с узором и цветы вместо картошки →
- Татьяна Силаева: работала волочильщицей, а стала оперной певицей →
- Судьба поэтессы Ашальчи Оки: у дороги, ведущей в вечность →