Две стороны несчастья: о чём мечтает чемпион Владислав Лекомцев?

На предновогодний прием в Кремль Тамара Яковлевна была приглашена вместе с сыном, Владиславом Лекомцевым, заслуженным мастером спорта России, двукратным чемпионом паралимпийских игр 2014 года по биатлону и лыжным гонкам, трехкратным бронзовым призером Паралимпийских игр 2014 года и трехкратным чемпионом мира по лыжным гонкам спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Мама чемпиона с удовольствием показывает фотографии со звездами эстрады, сделанные в Кремле. На этих снимках праздник. И только она знает, что осталось за кадром фотоаппарата. А остались боль, вера, мужество и бесконечный труд, который уберег от отчаяния и привел к мировой известности.

   
   

Обещание жить

- Беда с Владом случилась 8 августа 2007 года, - вспоминает Тамара Яковлевна. - Он помогал отцу на тракторе. Мои дети с начальной школы на время летних каникул устраивались на временные работы в колхоз и сами зарабатывали на одежду и школьно-письменные принадлежности. В деревне всегда найдется посильная работа для детей, а в то лето Владиславу пошел 13-ый год, и на семейном совете решили, что ему можно становиться помощником тракториста. На тракторе работал отец. Белили ферму, к трактору был подсоединен шланг подачи известкового раствора. Взрослые находились в помещении, возле трактора Владислав был один. Он посчитал, что шланг сильно размотан, стал наматывать его на бухту, и обеими руками угодил в незащищенную кожухом рабочую деталь мотора. Левую руку оторвало, правую переломало в нескольких местах.

Отец выбежал на крик. На счастье сына именно в этот момент мимо фермы проходила медицинская сестра, в критической ситуации сумевшая профессионально оказать первую помощь. На большегрузном «Урале» она сопровождала сына до приемного покоя районной больницы, где их встретили со словами – зачем привезли мертвого?

В тот день Владислав лишился руки. Фото: пресс-служба главы и правительства УР

В тот страшный день мало кто верил, что Владислав выживет. А я в этом не усомнилась ни разу. У меня не было ни слез, ни истерики. А вот правильные слова для врачей нашлись. Хирург районной больницы никак не мог принять решение об отправке Владислава в Ижевск. Мол, случай тяжелый, помочь могут только в Санкт-Петербурге. Вообще, в тот день мы столкнулись и с высоким мастерством, и бездушным формализмом медицинских сотрудников. Когда сына определили в столичную реанимацию, был уже поздний вечер. Он цеплялся за жизнь. Мне кажется, что он помнил обещание, которое дал отцу у фермы: «папа, я не умру».

Через 10 дней Владислава перевели в общую палату. И тут выяснилось, что кроме рук у него пострадали кожные покровы спины. А в хирургической больнице это не лечат. Не профиль. Мне самой пришлось ежедневно отрывать прилипшую к обнажившимся мышцам простыню, чтобы обработать их раствором фурацилина. Но от этого мышечная ткань кожей не затягивается. И тут нам вновь повезло с доктором. Взяли нас в ожоговый центр. А домой после лечения вернулись в канун 2008 года, когда Владиславу исполнилось 13 лет.

Новая точка отсчёта

- Дома по комнате он ходил без остановки несколько дней, - продолжает Тамара Яковлевна. - А потом он сказал, как будто открытие сделал: у меня ноги есть. Наверное, это и была его собственная точка отсчета жизни в новых условиях. Вскоре я пригласила его на лыжную прогулку. Все мои дети росли спортивными, мы часто всей семьей бегали на лыжах. Они и в школу на лыжах ходили. И вот Владислав впервые после трагедии встал на лыжи и прокатился без палок. И я видела, как блестели его глаза! Однажды, еще до трагедии, он признался отцу, что мечтает профессионально заниматься спортом. По блеску в глазах я поняла, что мечта в нем живет по-прежнему.

И вот новый «подарок» судьбы. Случайно услышала радиопередачу с Виктором Николаевичем Кузнецовым о следж-хоккеистах. Наскоро записала на обоях номер телефона. Рассказала о передаче Владику, он загорелся: позвони! В марте мы встретились с руководителем Паралимпийского комитета Удмуртии, а ближайшим летом Слава уже выступал на соревнованиях российского уровня.

   
   
Мать чемпиона, Тамара Яковлевна Лекомцева. Фото: Из личного архива

Жить в движении

Светлана Стовбун, АиФ: - Тамара Яковлевна, а как вы сами пришли в спорт?

Тамара Лекомцева: - Нас, троих детей, воспитывала мама одна. Денег, понятно, не хватало. А в Асановском совхозе-техникуме спортсменам давали талоны на питание. И все, кто занимался спортом, могли полноценно и бесплатно обедать. Да еще и на соревнования в разные города выезжать. Вот и записалась я в секцию к тренеру Николаю Павловичу Богданову. Занималась серьезно, получила первый разряд по лыжным гонкам. И после техникума увлечение не забросила, потому что жизнь в движении интереснее. Спорт открывает многие двери. Старший сын Антон, благодаря спорту, стал суворовцем, и сейчас продолжает обучение в высшем военном училище. И Владислав через спорт нашел себя. Но его с раннего детства отличало большое трудолюбие - главное условие успеха в спорте. Его мечта сбылась - в спорте стал профессионалом, но крестьянским трудом не брезгует. Единственной рукой готовит сено, работает в огороде. Жалею, останавливаю, мол, на тренировках перегружаешься. А он – в стороне не могу стоять!

Любовь за труд

- Трудолюбие нужно прививать или это врождённая черта?

- Характером человека, конечно, «дирижируют» гены. Трудолюбию можно научить, сделав труд привычкой. Я ничуть не против международных конвенций, запрещающих использование детского труда. Однако, согласиться с тем, что в детских учреждениях, да и в семьях тоже современное законодательство заставляет ограждать детей от труда, не могу. Воспитание трудолюбия не может быть преступлением. Мне хотелось об этом лично сказать уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка Павлу Астахову. А то дети растут, вообще не понимающими значения труда. « А может, мне руку себе отрубить? Тогда и я, как ваш Славик буду известным и успешным», - сказал мне недавно один из воспитанников детского дома. Я, конечно, объяснила ему, что инвалидность к успеху и известности не приводит. Только труд. Но понял ли он меня, если привык пользоваться всем готовым?

Современное законодательство гипертрофировано ограждает детей от труда, и порой все заканчивается тем, что родителей наказывают правоохранительные органы. Учитывая это, приемной дочери Милане поручений по домашнему хозяйству не даю. Хотя это помогло бы в её воспитании. Просто надеюсь, что со временем она последует примеру братьев. Поймет, что любовь окружающих тот же Владислав заслужил трудом.

- Поддержка земляков для вас была важной?

- Для меня было и остается важным, что он не очерствел сердцем после несчастья. К нему тянутся люди, и его излишняя доверчивость меня порой настораживает. Я бываю в отношениях с людьми резкой. Своей терпимостью и жизнерадостностью он подает мне пример. Вижу, как складываются у него отношения с детьми и надеюсь, что сбудется его вторая мечта – стать тренером.

 У несчастья и успеха две стороны. Они столкнули нас с разными людьми. Тех, кто помог и радовался искренне, было больше. Таких, как наш сосед Борис Орлов. Помню, смотрим трансляцию Чемпионата мира по лыжным гонкам в 2013 году, когда Владислав заработал первую золотую медаль, и не смеем загадывать награду, а он уже забегает в наш дом и с порога кричит: медаль будет наша! И потом мне многие говорили: это наша победа, имея в виду весь Алнашский район. Я не возражала.

Досье
Тамара Лекомцева родилась в д. Ромашкино Алнашского района. Окончила отделение «зоотехния» Асановского совхоза-техникума. Работает помощником воспитателя в Алнашском детском доме. Учится заочно в УдГУ по специальности «психолог». Мать четверых детей.