Сельские реликвии. Почему их сегодня можно найти на свалке?

Светлана Стовбун / Фото автора

Именно сюда пенсионер приводит современных ребятишек, чтобы рассказать им о своей работе, своём детстве и той далёкой войне, о которой вспоминают разве что в праздники. Может быть, кому-то это будет интересно? 

   
   

История не в цене

Анатолий Максютин: -Этот интерес к краеведению появился ещё в детстве, - говорит Анатолий Демьянович. - По вечерам в нашем доме затапливали печь-буржуйку. Пламя металось по её железным бокам, а на стенах появлялись таинственные тени. Так я слушал воспоминания моего отца Демьяна Иосифовича об обороне Ленинграда, освобождении Белоруссии и Украины. А когда заходили к нам скоротать зимние вечера его друзья, я следил за их разговорами, затаив дыхание. Все мои сверстники буквально жили войной. И не только потому, что родились сразу после её окончания. Живое представление о сражениях у нас появлялось благодаря оружию, которое сохранилось ещё с гражданской войны. В «войнушки» мы играли винтовками Бердана, Мосина, были даже счастливые обладатели японских карабинов. Всё это оружие использовалось без патронов, но издавало взаправдашние хлопки. О том, что на чердаке нашего дома тоже хранится боевая винтовка, мне рассказали после случайного выстрела самодельного поджига, который я по забывчивости оставил на буржуйке. Разогретая трубка хлопнула, перепугав домочадцев. Тогда отец разыскал тайник, раздробил приклад винтовки, высыпал патроны. Но затвор оставался действующим и издавал вожделенные звуки! Моя радость была беспредельной и недолгой. Винтовку у меня вскоре выкрали. Мне, десятилетнему мальчишке, найти похитителя не удалось. Но урок был хорошим. Я понял, что по-настоящему ценные вещи нужно хранить в специальном месте. Каком именно, стало понятно после того, как я поступил в пятый класс Комякской школы, где учитель истории Татьяна Николаевна Осипова организовала музейную комнату. В этот музей я и отнёс несколько ценных для меня экспонатов. Например, отцовские трофеи - складные немецкие вилку с ложкой и русско-немецкий разговорник. После того, как Татьяна Николаевна ушла на пенсию, музеем в школе заниматься стало некому, и собранные нами экспонаты были утрачены. Боюсь, что подобная участь постигнет и Нышинский музей. Человека, заинтересованного в сохранении истории, скорее всего, не найдётся. Односельчане не привыкли ценить прошлое. Например, план строительства агропосёлка я нашёл на свалке. А ведь наше село сначала на этом макете родилось. Чиновники же в музей заходят лишь тогда, когда вышестоящее начальство приезжает: отчитаться, что патриотическая работа ведётся».

Имена односельчан

Светлана Стовбун, АиФ: - Патриотическая работа в основном адресована школьникам. Неужели современных учеников интересуют эти темы?

- Да не особо интересуют. Но во время экскурсий я стараюсь акцентировать внимание каждого школьника на его родственниках. Знаешь, говорю, а твоя прабабушка во время войны председателем колхоза была… Или соседка орден за хороший труд получила… Такие примеры оживляют интерес, но не настолько, чтобы с этими детьми вести поисковую работу. К изучению жизненного пути односельчан и даже родственников они равнодушны. А уже повзрослевшие школьники 1990-х в эту работу включались азартно. Так с клубом «Поиск» мы разыскали документы Павла Прокопьевича Вахрамеева, генерал-майора, уроженца соседнего села Поршур. Когда-то его имя было предано забвению, а сейчас увековечено в названии новой улицы в с. Ныша. 

- А кто помог вспомнить о нём?

- Его имя возникло в случайной беседе. На огонёк заглянул знакомый. Пустился в воспоминания о послевоенных годах. Я не растерялся и включил магнитофон. А аудиозаписи прослушал только лет через пятнадцать. Там были воспоминания о том, что во время войны имя Вахрамеева упоминалось в сводках Совинформбюро, что после войны Павел Прокопьевич приезжал в Поршур на чёрной «Победе», что односельчане отправили ему в дорогу каравай хлеба, испечённый из смеси зерна и мякины. Тот каравай генерал-майор передал Михаилу Ивановичу Калинину. Всесоюзного старосту поразили низкие урожаи зерновых в удмуртском селе, отчего крестьяне продолжали муку перемешивать с травой, и он распорядился выслать в Поршур высококлассные семена ржи. 

Работа без денег

- Любая интересная история без документальных свидетельств остаётся лишь историей. Как занимаетесь поиском документов? И кто оплачивает эту работу?

   
   

- Документы на Павла Прокопьевича получили в Российском военном государственном архиве, сейчас установить военные пути односельчан (а с территории Нышинского муниципального образования на фронтах Отечественной войны погибли 642 солдата) помогает историк и публицист Николай Спиридонович Кузнецов.  Работа эта не оплачивается никем, на почтовые и иные расходы приходится выискивать собственные средства. За документы Вахрамеева в архиве попросили 300 руб. А я в то время за месяц 60 руб. получал. Обратился к депутату райсовета. Тот направил  к председателю местного отделения организации «Удмурт Кенеш». И тот человека заявил, что Вахрамеев - не удмурт, и денег не даст. Хорошо, что сейчас материалы военных архивов находятся в свободном доступе. Но нынешние дети в Интернете ищут не эту информацию. Поэтому мы придумали создать галерею портретов участников Великой Отечественной и локальных войн, родившихся в окрестных сёлах. На этот проект пытаемся собрать пожертвования от родственников. Чиновники денег найти не могут. В прошлом году на празднование Дня Победы не выделили ни рубля. На День пожилых дали такую сумму, что в пересчёте на каждого она составила 7 руб. 78 коп. И мне, как председателю местного Совета ветеранов, на продуктовые наборы для детей и участников трудового фронта деньги пришлось просить у спонсоров.

- Эти материалы, полученные вами не без труда, востребованы? Как вы сами их используете?

- Иногда сведения о местных фронтовиках запрашивают авторы книг. Я и сам мечтаю написать книгу.  

Досье
Анатолий Максютин родился в 1951 г. в д. Старый Ошмес Можгинского района. Учился в Комякской средней школе. В 1968 г. окончил курсы киномехаников. По профессии работал до «окончания кино» в селе. Поисковой работой занялся в 1980 г. В 1985 г. в с. Ныша Можгинского района был открыт Музей боевой и трудовой славы, созданный на основе собранных материалов.
Комментарий
Елена Корепанова, учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы №100 Ижевска. Чтобы у подрастающего поколения появился интерес к истории своей страны и, в частности, своей малой Родины, необходимо, чтобы школа уделяла больше внимания духовно-нравственному развитию и воспитанию. Однако в настоящее время уроки настолько заполнены учебной информацией, что для решения подобных вопросов времени не остается. Сегодня учебная деятельность по духовно-нравственному воспитанию не имеет четкой системы, отсутствует разработанная методология православной культуры, нет четко выработанного культурологического учебного курса, включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры для разных уровней обучения. Например, курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподается в 4-5 классах, а основы православной культуры предлагаются в качестве факультативного занятия лишь в 10-11 классах, когда большинство учащихся думают не о спасении своей души, а о надвигающемся ЕГЭ. Современная массовая культура настолько поглотила интересы общества, что мы практически утратили представление о традиционной православной культуре. В СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока. Хотелось бы отметить, что проведенный внутри школы социологический опрос показал, что практически все учащиеся старших и средних классов в свободное от уроков время заняты просмотром западных фильмов и увлечением компьютерными играми. Показательно, что ни один ученик не выбрал в качестве ответа – чтение книг. Это один из многих примеров, который говорит о том, что модифицируется традиционный уклад жизни, основанный на религиозном мировосприятии обычаев, традиций, внутрисемейного воспитания.