Не будет преувеличением сказать, что в удмуртской земле «закопана история»: в районе реки Чепцы зафиксировано более 200 памятников археологии, в числе которых уникальные городища и могильники 1 тыс. - начала 2 тыс. н.э. Многие их них носят имена богатырей и вплетены в мифы народа. Сегодня природные угрозы для этих исторических объектов дополняют распашка земель, строительство и грабительские раскопки.
Понимая, что государство этой темой заинтересуется не в первую очередь, научная общественность написала проект и взялась за его реализацию. Всё шло под эгидой регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое выиграло грант в республиканском конкурсе проектов НКО.
Сумма ресурсов
Весной-летом 2015 года в Глазовском и Ярском районах республики на 16 археологических объектов были направлены дистанционное зондирование с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), геофизические и археологические исследования. Так на Печешурском могильнике зафиксировали грабительские раскопки, и Глазовская прокуратура возбудила уголовное дело.
- В Удмуртии около 900 археологических памятников, и большинство находится в плохом и даже аварийном состоянии. При этом открыто далеко не всё, - считает Лариса Князева руководитель УрО «ВОО ВООПИК». - А для мониторинга и открытий требуются новые, не разрушающие культурные слои методы и технологии. Для этого у нас сложилась уникальная ситуация: объединились лирики и физики - два института РАН (физико-технический и удмуртского языка, истории и литературы), и к ним подключились производители БПЛА. Недаром Удмуртия занимает 30% российского рынка беспилотных аппаратов.
- Геофизика позволяет выявить утраченные элементы, границы культурного слоя и его характеристики. С помощью электро- и магниторазведки объекты под землей мы находим без разрушений, - сообщил Игорь Журбин, завлабораторией ФТИ УрО РАН. - Но сегодня важно слияние ресурсов и взаимодополнение разных научных дисциплин. Археологи ведут свои исследования годами, мы, геофизики, нуждаемся в нескольких месяцах, и всего несколько часов требуется БПЛА.
- Действительно, беспилотный комплекс готовится к работе за 15 минут, - рассказывает Наталья Воробьёва, представитель группы компаний «Беспилотные системы». - И за несколько часов полёта выдаёт тысячи снимков высокого качества. Это позволяет сделать 3д-модель местности, получен ортофотоплан на 22 кв.км территории. Беспилотные летательные аппараты, безусловно, ускоряют мониторинг археологических объектов и выявление новых. Но их итоговая проверка - за геофизиками и археологами.
Идеи проекта
Он стал экспериментальной площадкой по разным направлениям: например, беспилотники попробовали дистанционное зондирование с высоты всего 50 метров.
Проект показал эффективность сотрудничества научных, общественных и коммерческих организаций: бюджет дал чуть более 233 тысяч при стоимости проекта 1 млн 712 тыс. рублей. Нехватку средств восполнили интеллектуальные ресурсы разных организаций. Проектом доказано и то, какую огромную прикладную пользу в сфере охраны памятников даёт наука.
- Это лишь пилотный проект, - подытоживает Лариса Князева. - И одна из его целей - донести до власти, что эта работа должна быть включена в госпрограммы по сохранению культурного наследия. Только тогда она станет системной и обеспеченной финансово. Всё-таки задача государства - охранять культурное наследие - актуализируется.
Национальная идея России, заявил президент, - патриотизм. Его основа - сумма знаний и уважения к истории своей страны. И не только её последних десятилетий. Чем длиннее корни, тем сильнее национальное самосознание. Но его необходимо питать - лучше не лозунгами, куда действеннее примеры охраны памятников нашей многовековой истории.
Смотрите также:
- Старую сказку на новый лад сыграли в Ижевске татары, евреи, удмурты, армяне и марийцы →
- Благинина-Пушина: об удмуртской политике, книгах и жизни на Канарах →
- Корявая колея. Сколько людей живёт с ощущением неудачников? →