Что течёт из крана? Почему питьевую воду в Удмуртии пить опасно?

В Балезино из водопроводных кранов течёт плохая вода – она жёлтая. © / Станислав Ломакин / АиФ

Светлана Князева из Балезино в начале недели в Правительстве УР согласовывала одиночный пикет. Главное её требование – чистая питьевая вода.

   
   

«В водопроводную сеть посёлка вода поступает из р. Чепцы, – говорит Светлана. – А Чепцу питают малые речушки с засорёнными руслами. Пластик, стекло, бумага – всё, чем загрязняет человек природу, плывёт по их водам. А ещё в реки попадают неочищенные стоки сельхоз­предприятий. В Глазове хорошие очистные сооружения, а в Балезино – нет. То, что вода из кранов течёт плохая, видно невооружённым глазом: она жёлтого цвета. Отстоявшись, даёт мутный осадок».

 

Грязные и очень грязные

По данным Роспотребнадзора, каждый десятый житель Удмуртии из водопровода получает воду, не отвечающую требованиям безопасности. Специалисты этого ведомства в первом полугодии исследовали 1858 проб воды из распределительной сети центральных систем водоснабжения. И 9,8 % всех проб не соответствовали гигиеническим нормативам. В сельской местности этот процент больше.

Более половины жителей Удмуртии пьют очищенную воду из открытых источников, а Удмуртия среди регионов ПФО лидирует по степени загрязнённости рек и прудов. Воды Камы, Лозы и Нижнекамского водохранилища относятся к разряду очень загрязнённых. Воды Сивы, Позими, Чепцы, Ижа и Адамки экологи называют грязными. В этих реках предельно допустимые концентрации меди, железа, азота аммония, цинка, нефте­продуктов и фенолов превышены в 7-9 раз.

От поверхностных источников водозабора сильно зависят жители Ижевска, Воткинска, Сарапула. Но они могут полагаться на очистные сооружения. Жители тех населённых пунктов, водоснабжение которых происходит из подземных источников, могут рассчитывать только на естественную почвенную фильтрацию. Но так ли чист этот «фильтр»?

Так, в водопроводную сеть Можги вода поступает только из артезианских скважин. А в городе нет биологических очист­ных сооружений. Для коммунальных стоков предусмотрен лишь механический отстойник. Также нет очистных сооружений в Вавожском, Каракулинском, Малопургинском, Селтинском, Сюмсинском и Ярском районах.

   
   

Ржавый лабиринт

От водозабора до крана на кухне – километровые лабиринты водопроводных сетей. По степени износа внутриквартальных и внутридворовых линий среди 14 регионов ПФО Удмуртия занимает пятое место. Не блещем мы и в качестве одиночно протянутых уличных водоводов. Почти половина из них нуждается в замене.

Рабочие водоканалов на месте забора доводят воду до нужного качества, а до места потребления в том же качестве довести не могут. Потому что на пути до по­требителя в проржавевших трубах она снова «обогащается» химическими элементами. Отклонений по микробиологическим нормативам в первом полугодии текущего года Роспотребнадзор не выявил. В прошлом году за аналогичное время отклонения были: 0,5 % от количества исследованных проб.

Проблему изношенных труб в Ижевске хотят решить за счёт потребителей: столичный водоканал предложил утроить тариф на водоснабжение. В пользу такого решения выдвинут следующий аргумент: сейчас тариф на эту услугу в Ижевске едва ли не один из самых низких в республике. В Глазове за кубометр воды потребители платят 26,95 руб., в Сарапуле – 33,19, а в Ижев­ске – 19,97.

Тут столичный житель может поворчать: этим коммунальщикам лишь бы денег больше содрать. А сельский человек зачастую мечтает заключить договор о сотрудничестве с коммунальными службами и не может, хотя готов заплатить любые деньги. Не хотят чиновники коммунального хозяйства принимать на обслуживание изношенные водопроводные сети, которые некогда самостоятельно и очень непрофессионально строили колхозы. В июле прокуратура обязала Кизнерское МУП ЖКХ взять на баланс водонапорную башню со скважиной в д. Русская Коса, сеть водопровода протяжённостью 830 м в д. Крымская Слудка и водопровод длиной 1 км 20 м в д. Саркуз. В ноябре прошлого года также в суд обратился житель из с. Кулига Кезского района. Он добился официального признания «своего» водопровода коммунальным предприятием, которое в итоге этот водопровод отремонтировало.

Жители этих деревень не знают, воду какого качества пили до сих пор. Бесхозные водопроводные сети Роспотребнадзор не контролирует, потому что виновных в этом случае не найти. А в целом за первое полугодие ведомство составило 73 протокола об административном правонарушении. По вопросам водоснабжения в суде рассмотрели два иска: к водоканалам Каракулинского и Увинского районов.

Смотрите также: