Больная тема: как в Ижевске снижается качество медицинских услуг

public domain

Лакированные доклады

   
   

Однако у министра здравоохранения УР другая реальность.

«Финансирование отрасли в 2015 году составил 20 млрд 418 млн рублей. Это средства обязательного медицинского страхования - 63,8%, бюджета республики - 16,1%, федерального - 8%», - подытоживал успехи года министр здравоохранения УР Алексей Чуршин. И отметил, что приносящая доход деятельность даёт лишь 12,1% средств.

Что касается кадров, то в 2015 году мы имели 43,8 врача и 106,7 медсестёр на 10 тыс.населения, и это выше средних показателей по России и Приволжскому федеральному округу. Лишь в отдельных медицинских организациях, по данным мнздрава УР имеется недостаток специалистов, и в целом по республике он не превышает 7%.

Базовый вопрос, от которого зависит мотивация и эффективность работы наших врачей и медсестёр, - это размер зарплаты.

«Средняя заработная плата в отрасли за 2015 год составила у врачей 36 тыс. 256 рублей, среднего медперсонала - 19 тыс. 426 рубля, младшего медперсонала - 13 тыс. 46 рублей, - отчитывается министр. - В 2015 году была завершена работа по разработке новой системы оплаты труда медицинских работников и на неё с 1 января перешли все медицинские организации, подведомственные минздраву Удмуртии».

В чём смысл новизны? «Достижение сбалансированной структуры заработной платы», - отвечает чиновник.

   
   

Заработки - слёзы

«У нас очень маленькие оклады - 9000 рублей, и львиную долю зарплаты составляют надбавки. А их сокращают: так, за участковость платили 60% от оклада, с января - 20%. Мы получаем доплату за прохождение медосмотра, но если мама с ребёнком не уложилась в неделю и прошла медосмотр в более долгий срок, он не оплачивается никому: ни участковому врачу, ни специалистам», - говорит педиатр Светлана К.

«Моя январская зарплата оказалась на 10 тыс. меньше прежней», - сокрушается патологоанатом Ирина Н.

«Идея новой системы оплаты труда была благая - увеличить долю оклада в структуре зарплаты до 55-60%. По ней компенсационные выплаты должны составить 10-15%, а стимулирующие - не более 30% (ранее пропорция была обратная - стимулирующие составляли от 50 до 70%), - говорит Андрей Коновал, оргсекретарь независимого профсоюза медработников «Действие». - Однако, несколько увеличив оклады, региональные власти настолько серьёзно подрезали выплаты за работу в ночное время, надбавки за стаж, за вредность, что в целом зарплата на ставку даже снизилось в номинальном выражении. В Удмуртии при начислении зарплат появилась даже строка доплаты до уровня 2015 г. К тому же фактически возродились штрафы за недостаточно высокие результаты труда, что прямо противоречит провозглашенным целям «реформы». В условиях многолетних переработок и хронической усталости медработников депремирование - это орудие произвола со стороны администрации клиник».

Кстати
Все регионы вслед за центром дают лучезарные цифры в медицине. Так, московские власти утверждают, что участковые-терапевты получают, как минимум, 100 тыс. руб. в месяц, а медсестры и лаборанты - около 50 тыс. руб. Жаль, что сами медики этого не знают. Между тем финансирование здравоохранения в России сокращается. По расчётам «Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и образования», в реальности бюджет отрасли здравоохранения с каждым годом становится меньше: в 2014 году произошло сокращение на 7% (по сравнению с 2013 годом), в 2015 году - на 17%, а в 2016 году прогноз сокращения - 20%. С учётом инфляции и девальвации рубля здравоохранение в этом году получит на 670 млрд рублей меньше, чем три года назад.

Чего ждать?

Ухудшение условий работы врачей и медперсонала, недовольство населения и контрастная при этом удовлетворённость управленцев никак не обеспечивают стабильности и качества здравоохранения. В прогнозах два варианта реакции медиков: публичные акции либо тихие протесты в виде увольнения. Как скажется и то, и другое на качестве медицинских услуг населению, объяснять не надо.

Смотрите также: