Заманить на каторгу. Почему учителя заканчивают учебный год измученными?

Станислав Ломакин / АиФ

«Ненавижу всех!» - с таким стоном ввалилась в учительскую педагог одной, к счастью, не ижевских, школ. Все коллеги отнеслись к ней с пониманием. Всем знакомо это состояние в конце учебного года - усталость до отупения, напряжённость до раздражения. А впереди ЕГЭ, «последние звонки», выпускные, заполнение массы документов. Выгорание полное, а внешне нужен оптимизм, уверенность в себе и учениках, бодрое приветствие периоду дополнительных испытаний.

   
   

Сколько нужно работать?

Юлия Ардашева, «АиФ-Удмуртия»: - Учителя извечно обречены на такой труд, или это особенность последних лет?

Елена Широкова, психолог частной консультации: - Школа - это особенная сфера, и ей просто необходимы талантливые, одарённые, артистичные люди. Когда общество считает, что в школе работают лишь «серые училки», оно не понимает школу и этим лишает её своей поддержки. Говорю это как человек, который сам прошёл жёсткое испытание школой. И его не выдержал. Чтобы школа получила хорошего учителя, нужно многое: чтобы вуз его научил, чтобы педагогический коллектив принял его бережно и постепенно «довёл его до кондиции» профи, чтобы руководство им было, наконец, разумное. Ну, и зарплата достойная.

- Но сейчас считается, что учителя получают немало.

- Если брать одни цифры, не учитывая специфику работы, то возможно это и так. В реальности за хорошие деньги учитель должен «упахаться». Ставка учителя кажется смешной по нагрузке - 18 часов, по 3 урока в день в неделю. Однако речь лишь об уроках, а ещё к ним надо готовиться, проверять задания, работать с родителями, проводить массу внеклассных мероприятий, готовить олимпиадников и т.д. Вся внеурочная работа, поверьте, в оставшиеся 5 часов привычного нам 8-часового рабочего дня не укладывается. Учитель всегда перерабатывает, если считать привычными для всех трудовыми нормами. Теперь ему ещё добавили гору отчётности. А на ставку в 18 часов, кстати, никто и не работает – кадров же не хватает, а уроки вести нужно.

- Но у учителей огромные отпуска…

   
   

- Вот я свой обычный отпуск ни за что не поменяю на учительский. Как, думаю, и масса чиновников в образовании, тоже счастливо избежавших школы.

Разумные позиции

- Не жалуете управленцев?

- В образовании - нет. Потому что к школе они повёрнуты не лицом. Мне очень нравится фраза: «люди амортизируют неверные решения руководства». И если минобрнауки России в последние годы всё ошибается, то надежда только на региональных и муниципальных управленцев. Если бы они «амортизировали» эти приказы на своём уровне, школа бы жила полегче, тонус рядового учителя был бы повыше. Опять же чиновничье рвение способно довести неумный приказ до безумного. Вопрос в том, для кого работает управленец - для школы или вышестоящего начальства.

- Как с этих позиций можно оценить нынешнего министра образования республики?

- Алексей Мирошниченко вызывает симпатию, хотя старается избегать публичности. Но к школе он ближе, чем прежнее руководство. Как ректор пединститута он знал, кого и для чего готовит, сколько его выпускников расцветёт в школе, а сколько сломается. Не знаю, насколько он сможет помочь региональному школьному образованию, но он реально может не усугублять ситуацию.

- Как нужно руководить школой?

- Разумно и с позиций того, на кого она работает. Приведу пример, правда, из дошкольного образования.  Мою подругу, давно забывшую, что у неё диплом педагога, пригласили в детский сад на замещение воспитателя. И вот она целый день с малышами. А вечером, после работы, ей предлагается составить отчёт: по 6 форм на каждого ребёнка. Она это игнорирует: после работы она отдыхает, занимается семьёй, а утром приходит к своим ребяткам свежая и добрая, и снова их кормит, выгуливает, занимается с ними. С позиций родителей, она права, а с позиций скажем контролёра из обрнадзора, она на грани должностного преступления. Её, конечно, не затравят - она работник временный и скоро уйдёт. Но она задаёт разумный вопрос: кого сделают счастливыми эти 6 форм отчёта? Детей? Родителей? Заведующую детсада? И под такими, мягко скажем неразумными, требованиями сегодня находится всё образование. Управленческие решения и задачи изматывают педагогов, которым и так хватает сложных детей и родителей.

- А измученный человек не может быть добрым и чутким.

- Вы правы. Измученный человек не способен выдавать те нравственные качества, которые, прежде всего, требуются от педагога: доброта, терпение, отзывчивость. Представьте: не каждый родитель способен выслушать своего ребёнка, а учитель ежедневно обязан слушать и позитивно реагировать на десятки детей. И к этому нужен не только талант, но и физические силы, душевное спокойствие - то, чего современный учитель лишён самой системой. Так его труд превращают в каторгу. А потом удивляются: почему молодёжь в школу не рвётся?

Чем радует школа?

- А там может быть интересно?

- Безусловно, потому что педагогика по своей сути -  это сфера творчества и открытий. Человек, вкусивший радости и трудности воспитательной работы, становится более мудрым, чутким и понимающим. Я пришла в школу после вуза самоуверенной отличницей и искренне считала, что учиться не могут лишь балбесы. «Балбесы», конечно, не упускали случая надо мной поиздеваться, но продираясь от их неприятия к их любви, я поняла, какие они потрясающе разные. Есть дети, которым просто не дано - по конструкции мозга - понять отличие причастного оборота от деепричастного. Но разве от неумения ставить запятую в нужном месте они теряют свои замечательные качества: умение любить родителей, дружить, отзываться на просьбы взрослых?

У меня был дылда-восьмиклассник, который из-за слабой памяти никак не мог выучить стихотворение Пушкина. И чтобы получить обязательную оценку, он предложил мне… вымыть в классе пол. Логика подростка была весьма разумна: он бы сделал нужное дело, получил результат и почувствовал себя успешным. Мы поступили по-другому: он медленно за мной повторил стихотворение. Не думаю, что он понял гениальность этих строк, - важно, что они не стали для него инструментом пытки, пожелай я всё-таки выбить их из него «на память».

- Индивидуальный подход к обучению…

- Иного быть и не может. Но при этом должен быть и индивидуальный подход и к человеку, его осуществляющему. Хороший учитель всегда одарён артистизмом и имеет «звёздную» составляющую, что не удивительно: он всегда на публике и должен её заворожить. Ему, как и артисту, нужны признание, восхищение.  В нашей школьной практике ситуация иная: он может дать великолепный урок и, выйдя из класса, тут же получить «пинок» от администрации за несданную бумажку. Контраст, ломающий нормальную психику.

Выход есть?

- Нужно разумно регламентировать учительское время (пока выходят приказы полной противоположности), нужно сокращать сектор бумажной работы. Государству разумно перестать экономить на зарплате педагогов и достойно платить не по супертруду, а по нормальной посильной ставке. И, конечно, нужно делать события в профессиональной среде - те, которые отвлекают от рутины, дают новый стимул и интерес к работе. И в этом замечательны предложения ижевского Дома учителя. Он уже второй год проводит творческий марафон для учителей: собирает педагогов в загородном лагере и предлагает им не только семинары и мастер-классы, но и танцевальные разминки, творческие мастерские, возможность неформального общения. Я слышала восторженные отклики от его участников. В конце мая будет марафон уже для молодых учителей Ижевска. Такие вещи помогают любить профессию. Да и вообще, всё, что делается с любовью, имеет отличный результат. А если школа организована для учителя как каторга, о какой нашей любви к образованию можно говорить в принципе?