Топовая школа. Секреты успеха от завуча ижевской школы № 74

Юлия Ардашева, «АиФ-Удмуртия»: Светлана Михайловна, школа № 74 в этом году по качеству образования вошла в топ-500. Как достигнут этот успех?

   
   

Светлана Давыдова: За счёт кадров - люди решают всё. Практически за каждым направлением (а у нас есть и олимпиадники, и кадетское движение) в школе стоит потрясающе интересный педагог. И удивляет то, что учителя, несмотря на возраст, не теряют азарта в своей работе. У них есть какой-то секрет, благодаря которому они не испытывают профессионального выгорания.

- Это уникально.

- Да, но за таким коллективом стоит огромная работа администрации и директора школы по подбору персонала. Что греха таить: ижевские школы перетягивают друг у друга хороших учителей. Но это можно сделать, когда есть определённые условия и, более того, творческая среда. Её создание - целое направление деятельности административной команды.

- Сейчас все рвутся освободить учителя от бумажной работы. В вашей школе это получается?

- Мы не можем отменить отчетные вещи - они остаются, контролируются, и это тоже часть имиджа и авторитета школы: как сделана работа, качественно и полностью? Особая же среда, о которой я говорю - это долгий путь создания коллектива с общими целями и мировоззрением.

- Сколько времени нужно, чтобы создать такую среду?

   
   

- Я пришла в эту школу уже опытным учителем, и мне было непросто вливаться в коллектив, потому что у него есть свои традиции, созданные прежним директором. Эти традиции поддержала Надежда Эмильевна и, конечно, привнесла что-то новое. Она человек науки, кандидат педагогических наук и видит суть вопроса немного по-другому. Создание образовательной среды - это требования к педагогам и к детям, осуществление взаимодействия между ними. Это выстраивается постепенно, и я не скажу, что мы достигли совершенства. За 8 лет мы продвинулись процентов на 30.

- К вам в школу рвутся, или вы обслуживаете микрорайон?

- Мы обслуживаем микрорайон, и к нам в школу рвутся. Сейчас мы набрали 6 первых классов и работаем с большим перегрузом: при проектной мощности школы на 900 учеников, мы учим 1760 человек. И дети очень разные: есть одарённые, но большинство со средними способностями, которым нужно создавать ситуацию развития, чтобы они не останавливались. Есть и те детки, которые требуют особого индивидуального подхода. Мы учимся учить всех.

Патриотизм от учителя

- Вы преподаёте историю - предмет, вокруг которого так много споров. Это как-то сказывается на вашей работе?

- На моей- нет. Спорят вокруг учебников. Но они - разные или один - не панацея. Всё зависит от мировоззренческой позиции учителя. Я знаю, куда должна привести детей - это задаёт государственный образовательный стандарт. Мне важно показать, насколько нелегко иногда было нашим предкам находить нужный путь. Но они его находили.

- А старшеклассники спрашивают о сегодняшнем пути?

- Спрашивают. Я отвечаю, исходя из своего мнения: людям в нашей стране никогда не жилось легко. И главное в любой ситуации - оставаться человеком.

- Сейчас в России фактически идёт гражданская война мнений. Даже всенародно известные и любимые персоны становятся в оппозицию к стране. В такой ситуации нужно воспитывать патриотов, или можно разрешить каждому иметь своё мнение?

- Важно и нужно говорить о патриотизме - о том, что есть такое чувство. Но человек испытывает его не каждый день. Это глубокое чувство, как любовь, и, как любовь, оно дано не всем. Патриотизм проявляется в исключительных ситуациях, и не надо каждый день кричать о нём на каждом углу - он должен быть в делах. Патриотизм, какой бы ни была сегодняшняя жизнь, та ниточка, которая связывает всех нас воедино.

Многие дети нередко сопротивляются этой мысли, отторгают не столько чувство, но само понятие патриотизма, поскольку в семьях говорят по-разному. Но когда эта тема проходит из урока в урок и в разном контексте, они начинают её осмысливать и думать по-другому. И дело не столько в учебнике, сколько в подготовке и в душе учителя. Патриотизм рождают не лозунги и митинги - это долгая, кропотливая работа учителя по формированию этих чувств. И они должны быть прежде всего осознанными: тогда приходит глубина. А дети все разные: из разных семей, с разным жизненным опытом, они разные книги читают, на разные сайты «ползают». И на уроках бывает полемика: я им объясняю ситуацию с позиций своего жизненного опыта, показываю, к чему могут привести антипатриотические чувства. И здесь всегда помогают факты истории - у меня все козыри в руках. Я стараюсь, чтобы в этих спорах последняя точка была за мной. Аргументы должно быть убедительными и яркими - если я буду говорить о патриотизме с глазами побитой собаки, мне никто не поверит.

- Что вам лично ценно в патриотизме?

- Чувство единства. Оно всегда вытаскивало народ в трудных ситуациях. Оно вытаскивает и семью, когда ей непросто. Если посмотреть, как формируются ценности патриотизма (а я занималась этим вопросом), то всё начинается с любви к матери. Это то глубокое чувство, которое знакомо всем, и за него можно «зацепиться» в шкале ценностей. А они нарастают, как мышцы, постепенно - невозможно их сформировать за один день. О ценностях нужно не только говорить - нужно жить по ним. И ребёнок считывает автоматически, если взрослые этого не делают.

Лаборатория или казарма?

- Школа между тем делает акцент не на чувства, а на объём знаний.

- Школа в целом хорошо даёт знания, но многие учителя не умеют научить ребёнка учиться всю жизнь. Как запустить процесс, при котором он начнёт действовать: сам потянется к знаниям и будет их находить? У учителя есть для этого педагогические технологии - они учат ребёнка действиям. Технология даёт все шаги – от первого до последнего. И когда учитель их пройдёт, он может выйти на этап творчества, когда начнёт что-то добавлять и предлагать сам.

- То есть он может маневрировать в стандартах, выбирая «своё»?

- Но всё начинается с шаблона. Важно говорить учителям о шаблонах, приучать их к ним: шаблон ведёт к мастерству, а оно уже приводит к творчеству. И тогда у учителя появляется огромное пространство для маневра.

- Если педагогическое творчество «прописать» в школе, то в неё потянутся и молодые. Но как это сделать?

- Прежде всего убрать огромную нагрузку с учителя, когда 36 уроков в неделю обеспечивают его достойный заработок. И, конечно, надо всем платить по-разному - это система эффективного контракта, о которой говорили, говорят, но системно не реализуют. Всем платить одинаково - это убивать творчество. От этой мысли отталкивается менеджерская политика в нашей школе: те люди, которые дают результат, поддерживаются финансово.

- Школа сегодня - это казарма с жёсткой системой, творческая лаборатория или испытательный полигон?

- На этот вопрос можно ответить, имея в виду конкретную школу. Думаю, всё зависит от среды, которая создана в ней. Появившись, она начинает воздействовать и на учителя, и на ребёнка. Я надеюсь, что большинство наших школ - это всё-таки лаборатории: в большей или меньшей степени.

- Вы говорили о кадровой политике вашей административной команды. Какого учителя вы никогда не примете в своей школе?

- Равнодушного. Равнодушие убивает всё: отношения, интерес детей учиться. Оно негативно воздействует на среду школы, потому что начинаются жалобы от родителей, которые чувствуют эти процессы. Чтобы получать удовольствие от работы, нужно иметь мастерство, а оно приходят из желания и интереса к профессиональным вопросам. Если этого у человека нет - это не школьный человек. Его нужно отправлять разгружать вагоны.

Личная жизнь

- При такой самоотдаче школе и профессии у вас есть личное время?

- Есть, и я не трачу его на школу. У меня семья, внук, есть две собаки и кот. В нашем доме кипит полноценная жизнь. Все нуждаются в моём внимании, и это очень большая и значимая часть моей жизни. Когда-то я просто решила, что она должна быть, и она есть, и там я тоже создаю среду, комфортную всем нам.

Досье
Светлана Михайловна Давыдова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В образовании работает 28 лет, 8 лет из них - в школе № 74. Соавтор учебников по истории и обществознанию для 6 и 9 классов, автор проверочных и контрольных работ и методических рекомендаций.