Очень часто школьная жизнь ребёнка не клеится благодаря «стараниям» взрослых. О том, как не запугать школьника корреспонденту «АиФ-Удмуртия» рассказала психолог отделения неврозов Татьяна Чукавина.
Вечный бой
«Когда я вижу напуганных, заранее настроенных на «кошмар и ужас» родителей первоклассников, - говорит Татьяна Чукавина, психолог отделения неврозов республиканской клинической психиатрической больницы, - мне хочется, чтобы они взяли на вооружение кредо мультяшного героя – Карлсона, который в любой сложной ситуации голосом актёра Ливанова говорил: «Спокойствие, только спокойствие…» и поняли, что от их настроя в большой степени зависит, как сложатся следующие одиннадцать лет жизни ребенка. Если мамы и бабушки воспринимают 1 сентября как начало «кровопролитной войны за знания», маленькому человеку действительно придется существовать в фронтовых условиях. А чрезмерная психологическая нагрузка практически не оставляет шансов остаться здоровым и успешным. Потому что в атмосфере бесконечного «ты должен, ты обязан» не остается права на ошибку, значит, любой, пусть даже маленький промах, будет расцениваться как тяжелейшее поражение».
Идеальных детей не существует
Без сплетен!
Благодаря наличию интернета мамы (а иногда даже папы) первоклассников «хором» делают в сети уроки, хвастаются поделками (которые вообще-то должны были клеить дети, а не родители), обсуждают планы на выходные. И, к сожалению, готовы до бесконечности выяснять: «А Петька первый моего толкнул, девочки тоже видели. И еще он его обозвал таким словом! Да спросите у светиной мамы, она с учительницей говорила...»
Стоп! Никаких электронных сплетен. Пожалейте собственное время и нервы. Вмешиваться в отношения детей допускается в случае серьезной драки, все остальные недоразумения семилетний человек может урегулировать сам. Расспрашивая своего первоклассника о том, как прошел день, уберите тревожные ноты: «У тебя точно все хорошо? Никто не обидел? А почему глаза грустные?» Стройте диалог в позитивном русле: «Что тебе больше всего понравилось? С кем успел подружиться? У вас и правда на уроках так весело?!» Не забывайте, что ребенок знает вас так же хорошо, как и вы его. Если вы включаете режим повышенной опасности, малыш на автомате будет ловить «минус» и концентрироваться на негативных эмоциях, чтобы потом предоставить развернутый отчет: «Сосед ударил по коленке, линейка потерялась, в столовой каша несладкая, голова болит...»
Дети всё слышат
Никогда, ни при каких обстоятельствах не допускайте критических замечаний в адрес учителей в присутствии ребенка. Если вам не нравится, как ведет уроки конкретный педагог, меняйте класс или школу. А надеяться на то, что учительница останется авторитетом после того, как вы назвали ее «дореволюционной галошей» - как минимум нелогично.
Отдых — это перемена занятий
Не стремитесь записать первоклассника сразу в несколько кружков и спортивных секций. У вчерашнего дошкольника должно оставаться время свободное время, когда его никто никуда не дергает. Пусть валяется на диване у телевизора или рисует в свое удовольствие. Отдых — это тоже важная часть учебного процесса, поэтому выселять игрушки из детской комнаты пока не стоит. Впереди одиннадцать лет, срок для взросления предостаточный.
Смотрите также:
- Мы учим не отводить глаза. Как ведётся работа в инклюзивном театре? →
- В первый класс. Как подготовить ребёнка к школе →
- Как раскрыть детские таланты? →