aif.ru counter
116

Как раскрыть детские таланты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Аргументы и факты в Удмуртии 07/11/2012

За это время она не раз становилась призёром самых разных педагогических конкурсов. Только в этом году её работа была отмечена дважды: Анна Васильевна стала победителем регионального этапа II открытого всероссийского конкурса «Семья - основа государства», а её авторская концепция воспитательной работы «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» вошла в четвёрку лучших работ Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал XXI века».

Родные люди

Аргументы и факты: - Анна Васильевна, в своей работе вы много времени уделяете внеурочной работе с учениками. Почему? Современным педагогам хочется загружать себя дополнительной и неоплачиваемой работой?

Анна Соловьева: - Не берусь отвечать за всех, но я для внеклассной работы сил и времени не жалею. Это лишь на первый взгляд кажется, что  посещение музеев, библиотек, походы в лес вместе с детьми никак не сказываются на уровне успеваемости учеников. Так вот, совместные мероприятия сплачивают детей, помогая им раскрыть доселе неизвестные таланты, занять свою нишу в классном сообществе. Дружный, сплочённый детский коллектив - благодатная нива для любого педагога, а создавать его нужно уже в начальной школе.

Я и мои коллеги-стажисты отмечают, что в последние годы сплотить классный коллектив становится всё сложнее. В современных детях больше, нежели в их сверстниках прошлого века, проявляются индивидуализм и стремление к лидерству. Если прежде ребята «притирались» друг к другу в течение первого полугодия, то сейчас детей удаётся «усадить» лишь к концу третьей четверти. Для того чтобы не отстать от учебной программы, учителю начальных классов ещё до начала первого учебного года, в период набора детей в школу, нужно успеть познакомиться с семьёй каждого ученика. Это помогает определить не только готовность ребёнка к школе, но и его самооценку, место, которое он занимает среди родных людей.

Рисуем дом

АиФ: - Выходит, семья и школа - понятия неделимые, а обучать и воспитывать детей педагоги должны только вместе с родителями?

А.С.: - Грош цена тому учителю, который «транслирует» только академические знания. Мы должны научить ребёнка быть успешным в жизни. Не важно, в какой области он проявляет себя: образование, спорт, культура… Важно заметить этот интерес, поддержать, развить. За всем классом учителю в одиночку не уследить, поэтому я беру в помощники их родителей, попытавшись заранее определить взаимоотношения в семье.

АиФ: - И каким образом вы это делаете?

А.С.: - Для начала провожу психологическое тестирование: прошу детей сделать рисунок своего дома. О гармоничном развитии ребёнка говорят дымок из печной трубы, лестница, цветы, солнце… Тем более хорошо, если ребёнок рисует папу, маму и себя в центре. Настораживают детские рисунки в том случае, когда на домах нарисованы слишком маленькие окна с крестообразными рамами, когда ребёнок рисует себя отдельно от родителей, тем более - непропорционально маленького роста. Всё это говорит об авторитарном стиле воспитания и ущемлении творческой свободы детей. Однажды мой будущий ученик нарисовал рядом с домом ружьё. На уроках сидел, сжавшись, как будто боялся, что его вот-вот ударят. При этом мама и отчим ученика, на первый взгляд, производили хорошее впечатление. Тем не менее, через соседей я смогла выяснить истину. Оказалось, что отчим держит в страхе всю семью. Около 2 лет эту деликатную тему мы с мамой обсуждали. В конце концов, она решилась на развод. После этого мальчик «ожил» на глазах, а вся история имела счастливый финал. Мама встретила нового спутника жизни, который моего ученика полюбил как родного сына. И даже его «новая» бабушка с удовольствием участвовала в школьных мероприятиях. Теперь семья воспитывает двоих детей, живёт в другом районе города, а моя бывшая родительница с гордостью рассказывает об успехах сына.

Одна семья

АиФ: - Значит, частенько приходится быть учителем и для родителей?

А.С.: - Родители - те же дети, только взрослые. Тем более что уже своих детей ко мне ведут мои бывшие ученики. К сожалению, в родителях преобладает потребительское отношение к школе, уже ставшее тенденцией. Если ребёнок не успевает - винят только учителя. Я уверена, что от учителя успеваемость ребёнка зависит на 50%, а от родителей - на 80%. Поэтому и во время внеклассных мероприятий стараюсь научить родителей жить интересами своих детей, что в результате сплачивает семьи.

Я люблю постоянно повторять это слово - «семья». Для меня оно ассоциируется с любовью, заботой, терпимостью. Говорю своим ученикам: «Наш класс - это одна семья». Надеюсь, что при этом у них также возникают ассоциации дружбы и взаимовыручки.

Досье

Анна Соловьёва - учитель начальных классов. Окончила Глазовский государственный педагогический институт. В школе работает 26 лет. Руководит школьным методическим объединением учителей начальных классов. Победитель и лауреат республиканских и всероссийских педагогических конкурсов.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество