Отлучены от книги. Как слабовидящим детям прививают любовь к чтению?

- В нашей школе наряду с обычными ребятами учатся дети с нарушением зрения. Казалось бы, они уже состоянием здоровья отлучены от книги. Но мы добиваемся того, чтобы они получили в школе максимум того, что она может дать, в том числе и любовь к чтению. Видимо, потому, что наши задачи сложнее, педагоги школы очень восприимчивы к новым методикам, помогающим нам в работе, - говорит Елена Падышева, учитель-дефектолог ижевской школы № 53. - Если мы говорим о книжном пространстве, то здесь наш главный инструмент - технологии осмысленного чтения, которые уже мы используем уже более четырёх лет. Их освоение стало большим пластом работы - ею мы, учителя начальных классов и филологи, занимались на педсоветах и в творческих мастерских внутри школы. Потом дети на дополнительных занятиях знакомятся с новыми приёмами чтения, а затем эти технологии включаются в канву изучения программных произведений. Кстати, коллеги из Чайковского нам подарили технологию настроения.

   
   
Елена Падышева на своих уроках учит детей любить чтение и понимать книгу не только умом, но и душой. Фото: Из личного архива

Чувства или логика?

Елена Романова, АиФ-Удмуртия: - Осмысленное чтение предполагает медленный темп?

Елена Падышева: - Нет, это обсуждение прочитанного, это чтение с погружением. Самое страшное, что происходит сейчас с чтением, - то, что современные люди, даже много читающие, подходят к литературе с точки зрения математического анализа, забывая, что литература - это прежде всего чувства, прежде всего душа.

Когда читатели отслеживают сюжет и действия героев, работает логика. А при осмысленном чтении мы пробуждаем работу души. Не только лирика - любые литературные произведения построены на душевном отклике. Чтобы вызывать его, в старших классах нашей школы наши литераторы обязательно и дополнительно к программе много читают с ними философских притч, потом ребята пишут синквейны (творческая работа в форме нерифмованного стихотворения), лимерики (комические стихи в 5 строках), пытаются сочинять оксюмороны (соединение двух слов с противоположным значением для стилистического эффекта), которые отражают суть прочитанного.

Этот опыт мы выносим за пределы нашей школы. На интеллектуально-творческих марафонах, которые регулярно идут на разных уровнях, мы делаем мастер-классы по чтению. С учениками средней школы опять же читаем философскую притчу и пытаемся писать по ней синквейны как некое читательское впечатление. С одной стороны, это написание стихов, с другой, эти стихи вмещают в себя ощущение, восприятие, анализ литературного произведения. Детям это вполне доступно: получаются интересные результаты. При этом работает не только сознание, но и душа - что самое главное в литературе.

Литературные продукты

- Насколько это требует большой работы от учителя и от детей?

- Как любая новая технология, это занимает много времени на первоначальном этапе. Детям предлагается узнать новые литературные жанры, выходящие за пределы школьной программы, и это, конечно, расширение кругозора. В нашей школе мы чувствуем результаты работы по этой технологии. Наши языковеды регулярно проводят «интеллектуальные вертушки», когда дети, переходя со станции на станцию и выполняя интересные литературные задания, получают какие-то баллы, накапливают их, соревнуются друг с другом. А самый главный результат, по-моему, - горящие глаза ребят. Конечно, их готовый литературный продукт получается разного «качества», но им нравится это делать, они входят во вкус творческого чтения!

   
   

- Если у ребенка загорелись глаза, он станет много читать?

- Он будет читать больше, чем читал до этого. Глаза загорелись - значит, душа точно заработала! Каждого ребёнка мы сравниваем с ним самим, и его продвижение даже на миллиметровый шажок - это уже достижение учителя.

Чтение без ограничений

- Родители, чтобы оценить это, тоже должны читать…

- Наверное, читающие семьи - это целая нить поколений: где бабушки и дедушки читали, там будут читать родители, где родители любят книгу, там и дети читающие.  Возможно, бывают и исключения. Читающие семьи есть, но их - это факт - всё меньше и меньше. И очень приятно, когда дети несут эту искру интереса к чтению к себе домой.

- Слабовидящие ученики вписываются в школьную литературную работу?

- Ваш вопрос понятен: дети с ограниченными возможностями здоровья редко привлекаются к ярким событиям, интеллектуально-творческим состязаниям. В нашей школе для ребят, которым тяжело конкурировать с ровесниками-звездами, уже не первый год проводятся творческие конференции - «Территория равных возможностей». Администрация нашей школы собирает таких детей со всей республики: слабовидящие дети приезжают из Сарапула, из Якшур-Бодьи. Они получают возможность показать себя, участвуют в мастер-классах, где обязательно присутствуют литературные мастерские.

- Вы учите читать детей, которым бы, казалось, отказано в чтении…

- Да. Осмысление, понимание, вдумчивость чтения им даются непросто, но мы этому учим. Интерес и отклик этих юных читателей уже налицо. Но самая большая награда учителю - горящие глаза… благодарных родителей.

Досье
Елена Падышева закончила глазовский пединститут, помимо школьной работы является методистом Дома учителя - центра повышения квалификации педагогов. Автор мастер-классов.