«Как голубое озеро». Педагогика преобразует школьный мир в увлекательный

Ольга Гильметдинова, директор школы: «Нужно образовывать родителей». © / Юлия Ардашева / АиФ

Ижевск с этой стороны практически заканчивается: позади транспортные развязки, уплотняется промышленная зона — тут и вписалась окраинная школа №17. Несколько лет назад она появилась в рейтинге «100 лучших школ России». Парадоксально? Закономерно, как выяснил корреспондент «АиФ в Удмуртии» в разговоре с её директором Ольгой Гильметдиновой.

   
   

Богаты друзьями

Юлия Ардашева, «АиФ в Удмуртии»: Ольга Владимировна, в работе окраинной школы явно есть свои особенности?

Ольга Гильметдинова: Безусловно. От нас далеко до центров дополнительного образования, рядом нет спортивных центров и секций. В Центр детского творчества Ленинского района нужно ехать на автобусе, который ходит редко.

И всё, что может дать учительская команда, мы даём: это кружковая работа, элективные курсы, дополнительное образование.

Мы приглашаем интересных специалистов из спорта, киноиндустрии, творческих областей. Создали систему платных образовательных услуг, и это востребовано родителями. Радует, что в нашем 10 классе остаются отличники. В 2017 году 29 выпускников практически закончили без троек, 9 золотых медалистов и 1 серебряный. Думаю, это хорошо для окраинной школы.

Но результаты были бы выше, будь лучше условия: школа рассчитана на 700 учащихся, а учит 1200. Нет возможности сделать одну полноценную смену и оставшееся время отдать под внеурочные занятия. И половину 4 этажа у нас занимает музыкальная школа. Мы очень рады этому соседству, но это минусует наши возможности.

— Тем не менее, в школе жизнь кипит.

   
   

Стараемся идти в ногу со временем. В прошлом учебном году у нас было 2 профильных класса. Мы узнали пристрастия ребят, на какие специальности они готовы поступать: оказалось, это промышленно-экономический и медицинский колледжи. Так появились два класса: информационно-технический и биолого-химический. Для преподавания специальных и профильных предметов мы пригласили кандидатов наук из Удмуртского государственного университета.

Всё лето мы работали над проектом, который оформили на грантовую поддержку в «Рыбаков Фонде». Хочется преобразить холлы второго этажа, сотворив «Подводный мир» с большими аквариумами, «Тайны Вселенной» — карту звёздного неба, «Растительный и животный мир планеты», «Страны и народы мира». Красивая плиточка в коридорах ребёнку ни о чём не говорит — он и не вспомнит её. Он побежит в канаву, где ему интересно «узнавать» мир. А новая идея наши серые коридоры превратит в интересные, познавательные рекреационные зоны, где учитель становится экскурсоводом.

И уже нашли дизайнеров?

Нет, мы проводим конкурс дизайнерских проектов среди своих учеников, потом делаем фестиваль этих проектов, выбираем лучшие. Может быть, это станет заданием годовых конкурсов «Ученик года», «Самая классная компания». А в критерии оценки закладываем задачи учебного года, чтобы дети творили и учились одновременно.

Если нашим чаяниям в Фонде предпочтут более крутые проекты, то мы будем искать другого инвестора. В своём районе мы богаты друзьями, есть хороший депутатский корпус — идея не останется на бумаге.

Но для многих задумок нам не хватает площадей. Казалось, нас услышали — выделили 1,6 млн на постройку мансарды. Но потребовалось укреплять фундамент, что дорого, и деньги перевели на другие нужды, не наши.

Нюансы оценки

 Мы очень ценим мнение родителей о воспитании детей. И чтобы услышать его, сделали традицией детско-родительско-учительские конференции. В них задействованы все три участника образовательных отношений старшей школы, начиная с 7-го класса. Такой формат позволяет ставить злободневные вопросы и узнать, что каждый по этому поводу думает.

Родитель готов разговаривать со школой, а не просто отдать дитя «в обучение» и отстраниться?

Мы разговариваем. Буквально в конце учебного года была конференция о школьных оценках и их трансформации в будущем. Мы решили, что надо что-то менять в нашей школьной оценочной системе. После начальной школы появляются разные учителя с разными требованиями в оценке, и каждый хочет немного ребёнка «прикрутить». Плюс подростковая физиология. Ученику трудно это выдержать эмоционально, и в итоге он теряет интерес к отдельному предмету, потом к группе предметов. А потом уже мы можем потерять самого ребёнка — он перестаёт ходить в школу.

Досье АиФ
Ольга Гильметдинова всегда хотела быть учителем музыки. Но её убедили поступить в УдГУ на математику. В школе №17 работает с 1989 года, в 1996 году стала её завучем, в 2003 — директором. С большой школьной нагрузкой всегда мирились её муж и два сына. Теперь в семье растёт новое поколение — внук и внучка.
Нам уже не хватает трёх реальных балов — 3,4,5. А нюансов много: есть 3,1 балла, и это «3», есть 3,8, и это ближе к «4». Как правило, это нигде не обозначается. Если же ученик видит, что его тройка приближается к «4», то у него и мотивация к учёбе усиливается. В электронных журналах уже можно ставить оценки с дробью, и мы решили каждый балл расширить до нюансов.

На конференции профессор рассказала нашим ребятам историю оценивания в России и в других странах (по 10- и 100-балльной системам). Дети этого, конечно, не знают, думая, что оценки одни везде и изменить ничего нельзя. А когда информации много, над ней можно размышлять, по ней высказываться — это даёт другое отношение к теме.

Этот учебный год вы начали с новыми оценками?

Нет, в 2017 году мы только будем принимать эту систему: майская конференция обозначила её как вопрос, над которым надо задуматься школьному сообществу.

Если продолжить рассказ о конференциях, то подготовка к ним начинается заранее. Мы запускаем среди детей и взрослых анкетирование с заданной темой, чтобы оценить, как они её понимают. Потом на разных секциях идут обсуждения, и все мы встречаемся в актовом зале, где каждая группа проговаривает интересные моменты обсуждения и свои предложения.

Одна из конференций задалась вопросом: как провести праздник в школе и в семье? Задачей было услышать, что хотят дети. Оказалось, праздник, как и подарки, по-разному видят девочки и мальчики, и присутствие гендера надо учитывать.

Была конференция «Жизненное пространство подростка»: роль отца, «очередь» ребёнка в семье, роль бабушек и дедушек. Мы хотим разобраться в нужных нам вопросах, понять и ввести свои правила и нормы.

Практические результаты от этих конференций есть?

Конечно, они выносят решения, которые потом выполняются. Это в помощь нашей работе. Темы возникают из жизни. Когда был запущен комплекс ГТО, тоже была конференция. Закон на семьи не выйдет — это задача школы. Можно насильно заставить ребёнка сдавать нормы ГТО, но в его душу они не войдут, если этими идеями не проникнется его семья. Конференция позволила по-крупному обозначить эту тему, вспомнить историю нашей школы и её звёзд. Мы приглашали хоккеистов сборной «Ижстали», чемпионку по шахматам Зою Северюхину, трёхкратного вице-чемпиона зимних Олимпийских игр, чемпиона России

Максима Вылегжанина. Люди спорта и их истории были на каждой секции, чтобы в головах детей остался алгоритм: спорт — воля — характер. А ещё так дети учатся слушать, задавать вопросы, вести себя в большой аудитории. Такие встречи избавлены от назидательности и создают среду, в которой ребёнок понимает, как расти хорошим человеком.

Новая образовательная среда

Ольга Владимировна, вы участник конкурса «Директор школы — 2017». Что это вам дало?

Тема была интересная: «Школа без отстающих: мои управленческие стратегии». Я могла рассказать то, о чём сказано выше, но конкурс требует особых сил и времени. Их не хватило, но я рада, что участвовала в нём, потому что начинается аналитическая работа — так мы вышли на проект новой образовательной среды в школьных холлах.

А какова всё-таки ваша стратегия?

Первый её пункт: мы вместе — педагоги, дети, родители. Нужно образовывать родителей: их никто не учил, как быть папой-мамой, и череда ошибок неизбежна. А если их сократить? У нас есть «Школа будущих первоклассников» — почему бы рядом в кабинете не посадить тех, кто их привёл? Родители уже не будут ждать в коридоре, а получат уроки по технологии обучения, логопедии и др.

Второй пункт — создание в школе площадок, которые были бы интересны максимальному количеству учащихся. Это школьные проекты. Например, «Школьный двор в согласии с природой», который у нас вышел уже на третий этап. Каждый этап — это новый и разный продукт. У нас 2 га (!) школьной земли, и мы ею занялись: вывезли с бывшего велотрека старые покрышки, восстанавливая экологию двора. Увлеклись дендрологией: у нас более 40 видов деревьев, и мы узнали, что некоторым требуется лечение или вырубка, остальные подлежат кронированию. Это дало старт проектам школьного научного общества учащихся ЭРА (Эрудиция. Разум. Альтернатива). Мы могли бы поручить это учителю или садовнику, но предложили дело детям.

Сейчас запущен проект с духовым оркестром. Школу поддержали депутат, музыкальный руководитель: сошлись деньги, талант и организатор. Я просто вижу, как на выпускном на нашем огромном дворе вальсируют под духовой оркестр пары…

Что нужно, чтобы попасть в топ-100 самых лучших школ страны?

Чтобы школа позиционировала себя не как болото с лягушками, а как голубое озеро.

Смотрите также: