Литература – не урок: почему школьники не хотят читать?

Но станут ли нынешние школьники, предпочитающие книге новомодные гаджеты, проявлять интерес к чтению? Об этом мы беседуем с Софьей Павловой, учителем литературы Гуманитарного лицея Ижевска.

   
   

Похвально, но бесполезно

Наталья Еркешева, АиФ-Удмуртия: - Софья Салаватовна, как вы думаете, в Год литературы у молодого поколения появится интерес к чтению?

Софья Павлова: - «На свете счастья нет, но есть покой и воля». «Покой» у Александра Сергеевича Пушкина - это гармония, лад с самим собой, с существующим порядком. «Воля» - это ощущение себя нужным в этом порядке. Сейчас же ни покоя, ни воли вокруг не наблюдается, а если и наблюдается, то на отдельно взятых квадратных метрах. Вот в такой ситуации в стране объявление Года литературы похвально, но бесполезно. Молодое поколение, не читавшее сызмальства, в одночасье не зачитает.

- Но, может быть, современная школа как раз и должна сформировать у детей интерес к чтению?

- Про формирование интереса к чтению, про место литературы в школе говорят очень много. Недавно приняли новую концепцию преподавания литературы, составили «нужный» список литературных произведений, предложили увеличить часы литературы в школе. Много рассуждают также о бездуховности, безнравственности, отсутствии патриотизма, и, как следствие того, что книга не востребована у подрастающего поколения. Школа не находится в изоляции от того, что происходит в стране и за её пределами, от того, какие ценности декларируются в государстве и семье. В частности, если дома книга в диковинку, если родители её в руки не берут по вечерам - школа бессильна. Вся надежда на энтузиазм учителя, который жизнь готов положить, но книгу отстоять. Именно книгу, а не процент качества знаний при сдаче ЕГЭ по литературе, заметьте.

 Если в семье ребёнка никогда не брали в руки книг,  вряд ли он начнёт увлечённо читать в школе. Фото: www.globallookpress.com

Учебник-путеводитель

- Сейчас депутаты и чиновники вслед за единым учебником истории предлагают создать единый учебник литературы. Но неужели наши дети не читают, не умеют грамотно связать двух слов только от того, что у них плохой учебник?    
   

- Если и нужен сегодня единый учебник литературы, то только как путеводитель по художественным текстам. Причём он должен быть составлен так, чтобы было обязательным столкновение противоположных точек зрения филологов, исследователей-критиков, чтобы в центре пересечения мнений «высекалась» собственная мысль ученика. А так на уроке нужен только художественный текст и вопросы школьника к нему. Когда же знание литературы начинают проверять тестами, то дети совершенно логично теряют навыки письменной речи. Да и устной тоже.

- А как сделать так, чтобы школьники не «проходили» Пушкина мимо, а читали его с наслаждением? Не по обязанности, а потому что нельзя иначе?

- В нашем лицее бытует мнение, что любой «текст» надо изучать там, где его место. О гейзерах, например, надо говорить на Камчатке, первобытную историю изучать в археологических экспедициях, английский язык - в Англии, историю русского театра - в театрах Москвы, «Пиковую даму» читать в Болдино. И мы с учениками действительно ездили в Нижегородскую область. А «Пиковую даму» читали ночью, при свете свечей, сидя на полу в Болдинском кабинете поэта.

Сочинение «по указке»

- Нынче школьники должны сдавать не только обязательные ЕГЭ - русский язык и математику, но и писать сочинение по литературе. Как с этим заданием справляются ученики?

- Возвращение к классическому экзамену, от которого отказались несколько лет назад, для всех было непростым. Но чиновники от образования ещё в 2013 г. определили пять основных направлений, назвали критерии оценки сочинений, утвердили систему «зачёт-незачёт», список литературы, по которому будут составляться темы. Дети быстро сориентировались и прочитали нужную парочку книг, выбрали направление и написали сочинение без проблем. Формально. Оценку «зачёт» получили все. По заданным критериям «незачёт» получить было весьма сложно. Но над уровнем этих работ мы, учителя, знавшие опыт традиционного экзамена, можем только взгрустнуть: невозможно хорошо писать сочинения «по указке», без привычки много читать. Привычный для школьников навык - выполнять алгоритмы теста ЕГЭ - теперь сыграл с ними злую шутку: выбирать или давать краткие ответы - это полная противоположность сочинению. И за короткий срок научить их писать развёрнутые рассуждения - с личным мнением, с аргументацией вдумчивого читателя - просто нереально. К тому же зачёт одиннадцатиклассники получали, если соблюдали два основных критерия: объём сочинения должен быть не менее 350 слов, и в рассуждении должно быть не менее двух аргументов из литературного произведения. Остальные критерии - композиция, логика, грамотность - оказались вторичны. Настолько, что на 100 слов допускалось 5 ошибок: получается, что в тексте можно было сделать до 17 ошибок! В классическом сочинении это было невозможно, это только на «двойку».

- Как вы думаете, способен ли сегодня учитель пробудить интерес к чтению у поколения, которое выбирает не книги, а гаджеты? И как это сделать?

- Думаю, что способен. Но при условии, что учитель понимает: литература - это не урок и не строка в расписании. Литература - это человекообразующий фактор нашей жизни.

Досье
Софья Павлова родилась в Ижевске. Окончила филологический факультет Удмуртского госуниверситета. 25 лет преподаёт литературу в Гуманитарном лицее Ижевска. Заслуженный работник народного образования Удмуртии.