С чего началась стройка?
Необходимость строительства моста через Каму в районе Камбарки стала очевидна ещё в конце 1970-х. Но реальная возможность связать камские берега, сократив путь от Москвы до Екатеринбурга на 164 км (если следовать через Пермь) и на 269 км (если ехать через Уфу), появилась лишь несколько лет назад. Вместе с законом о частно-государственном партнёрстве. В нашем случае партнёром государства решил стать ВТБ. Конкурс выиграла «Региональная инвестиционная компания». Подписи под концессионным соглашением были поставлены в мае 2012 года. Стоимость проекта стороны оценили в 13,9 млрд рублей. 27% этой суммы выделяли федеральный и региональный бюджеты, 73% давал инвестор.
Первое время строительство мостовых переходов шло по плану. Но в 2015 году в дело вмешался мировой кризис. У ВТБ не оказалось средств на кредитование концессионера под чётко прописанный в договоре процент. Пока решали эту проблему, весной 2016-го забастовали рабочие, которым в течение полутора месяцев не платили зарплату. «Ну, верещание, недовольство было. По моим сведениям, там глубина задолженности была месяц-полтора, - говорит Виктор Вахромеев, министр транспорта и дорожного хозяйства УР. - Главное, работы идут по графику, а проблемы своевременно решаются».
Как выяснилось позже, не так уж и своевременно. На днях стало известно, что компания «АрктикСтройМост», являющаяся подрядчиком на строительстве мостов через Каму и Буй, должна своим работникам 46,7 млн рублей.
Какие цены в планах?
Мост будет эксплуатироваться концессионером в течение 49 лет, после чего уйдёт в собственность республики. До выхода на окупаемость вся прибыль остается у концессионера. После (лет через 15-17) она начнёт делиться между инвестором и республикой. Но реально всё будет зависеть от трафика и стоимости проезда по мосту.
Изначально чиновники заявляли, что она будет сопоставима с ценой паромной переправы. Сейчас она составляет 250 рублей через Каму и 80 рублей через Буй. Но в середине апреля этого года Правительство УР опубликовало максимальные тарифы на проезд по двум мостам: через Каму и Буй. Они шокировали. Проезд по двум мостам обойдётся водителю легкового автомобиля в 489 рублей, среднегабаритного – в 979 рублей. Хозяин двухосного транспортного средства раскошелится уже на 1713 рублей, трёхосного и более - на 2 тыс. 202 рубля.
«Соглашение подписано, - комментирует эти цифры Александр Соловьёв, глава республики и не может сдержать пессимистических нот. - И если сегодня концессионер не будет дополучать средства от проезда транспорта, мы будем вынуждены доплачивать ему из регионального бюджета. Но это же страшно!» Чиновника можно понять: и цены повысить хочется, и трафик сокращать нельзя.
Пока республиканские власти препираются по поводу перспектив эксплуатации будущего моста, около 500 жителей Камбарки подписали петицию на имя Владимира Путина. Они требуют заморозить для них стоимость проезда по мосту через Каму на уровне 90 рублей и через Буй на уровне 18 рублей. Просьба вполне разумная.
Но Александр Соловьёв почему-то решил, что камбаряки требуют для себя бесплатного проезда: «Бесплатно никто по мосту ездить не будет, ни я, ни жители города Камбарки. Потому что в этот мост концессионер вкладывал свои личные деньги». Такая забота - дело хорошее. Вот только 2 года назад в Удмуртии выбирали главу республики, а не представителя концессионера. Как говорится, ощутите разницу.
Что забыли сделать?
Чем ближе открытие моста, тем реже республиканские чиновники говорят о его экономической целесообразности. И тем чаще о его роли в улучшении имиджа республики. Особый упор делается на возможный приезд на церемонию открытия Президента России.
Но этот имидж может полететь прахом, если не будут отремонтированы подъездные дороги и не будет построена объездная дорога вокруг г. Сарапула. О подъездных дорогах вспомнили только в феврале этого года и выделили на их ремонт 400 млн рублей. При том, что необходимая сумма приближается к 6 млрд рублей. Обещания выделить остальные деньги в 2017-2018 гг. пока ничем не подкреплены. Зато всё острее встаёт вопрос: согласятся ли водители-дальнобойщики платить за проезд через новый мост, если добираться к нему придётся по бездорожью?
Как уберечь Сарапул?
Движение по мосту может обернуться для Сарапула транспортной и экологической катастрофой. В сентябре основной поток автомобилей на ту и с той стороны Камы пойдёт именно через этот город. Точнее, по улице Гончарова, буквально зажатой между частными и многоквартирными домами. Она и сегодня-то «стоит» в часы-пик. А любое ДТП на ней оборачивается «пробками». Страшно даже представить, что будет происходить на этой улице, когда по ней поползут до 1700 (расчётный трафик) многотонных фур в сутки.
Впрочем, поползут ли? На ул. Гончарова их поджидают два моста. Грузоподъёмность одного из них 18 тонн, а другой откровенно дышит на ладан. Объезда вокруг Сарапула нет существует. Проект объездной дороги будет готов только в 2017 г., а его строительство обойдётся, как минимум, в 3 с лишним млрд. То есть подъездная и объездная дороги обойдутся бюджету республики, как минимум, в 9 млрд рублей. Где их взять при острейшем дефиците бюджетных средств и громадном долге республики, никто не знает.
Поэтому жители Сарапула вполне обоснованно беспокоятся и за городские дороги, и за возможность проехать по городу. А самое главное - за здоровье своё и своих детей, поскольку именно автотранспорт наносит городам самый значительный экологический ущерб. А пока Глава Удмуртии искренне недоумевает: «Сейчас жители города Сарапула зря возмущаются. Естественно, объездная вокруг Сарапула будет, но нужно будет немного потерпеть».
Нет сомнений, что в сентябре движение через Каму и Буй откроется. Слишком много выдано авансов, слишком много истрачено денег, слишком много внимания привлечено к проекту. Но высоких гостей, а тем более Президента России, вряд ли повезут по сарапульской улице Гончарова: и опасно, и могут возникнуть неприятные вопросы. На которые у властей республики нет ответов.
Смотрите также:
- О самом главном. Виктор Савельев ответил на вопросы наших читателей →
- Камский мост в Удмуртии станет платным с 1 декабря →
- Чем недовольны ижевчане? →