Понять друг друга. Какие неочевидные знаки используют народы для общения

Встретив представителей других национальностей, мы порой считаем некоторые их реакции странными © / Татьяна Русских / Из личного архивa

Веками в любом обществе и у любого народа складывались не только традиции, обычаи, но даже привычки и особые способы обмена информацией. Встретив представителей других национальностей, мы порой считаем некоторые их реакции странными. Но и наши могут быть непонятны им. Научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН Татьяна Русских рассказала о неочевидных знаках, которые используют народы, и о том, как нам понять друг друга.

Досье
Татьяна Русских, род. 17 мая 1986 г, в д. Ю-Тольен Кезского района. Училась в ГГПИ на историческом факультете. В 2008–2011 г. – в аспирантуре в Удмуртском институте истории, языка и литературы УрО РАН. В 2012 г. защитила диссертацию. Работала учителем истории в Глазове и Ижевске. С 2018 г. научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН. Автор монографии «Коммуникативное поведение современных удмуртов», более 30 научных публикаций.
   
   

Глаза в глаза

– Есть веками сложившиеся традиции, которые мы порой даже не замечаем, а вот другие могут увидеть. Какими они могут быть?

– В основе любого общения лежат постулаты, правила и принципы, которые обусловлены вековыми традициями, передающимися от поколения к поколению, культурой народа и общепринятыми нормами. Они чаще всего различаются у представителей разных этносов, но при этом определяют уместность использования того или иного жеста, слова, влияют на комфорт общения, адекватность реакций собеседника. Взять хотя бы просто взгляд, контакт глазами. В общении удмурты уделяют большое значение направлению взгляда собеседника. Так, например, если тот избегает прямого взгляда, отводит глаза в сторону, то это расценивается как признак того, что он что-то недоговаривает, может быть, даже испытывает чувство вины. У азербайджанцев же, напротив, прямой взгляд расценивается как агрессия. По мнению большинства исследователей, уже в простом и повседневном акте взаимного приветствия представители разных этносов выражают свои духовные ценности, подчеркивают то, что является наиболее важным для существования. Так, удмурты часто говорят: Ӟечбуресь (букв. будьте здоровы), Чырткемесь (букв. будьте шустры, бодры), Умоесь (букв. пусть [у вас] всё будет хорошо). То есть они желают здоровья, благополучия, указывают на то, что гармония и покой в общении с окружающим миром считаются особой ценностью в культуре. Об этом говорит и история удмуртского народа, которому всегда было важно иметь добрые отношения с соседями, с окружающим миром. Любопытно то, что удмурты, переехавшие в город, и вроде бы уже «обрусевшие», сохраняют на неосознанном уровне некоторые традиционные постулаты общения. 

Научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН Татьяна Русских. Фото: Из личного архивa/ Татьяна Русских

– Какие, например?

– Например, обычай при приветствии задавать вопросы: Кытчы потӥд? (Куда идешь?) Магазине-а ветлӥд? Мар басьтӥд? Мар вузало? (В магазин ходил? Что купил? Что продают?). Уезжающего могут спросить: «Кошкиськод-а?» (Уезжаешь?). Приезжающего: «Бертӥськод-а?» (Возвращаешься?) и т.д. Дело в том, что в традиционной удмуртской деревне в локальных крестьянских сообществах, где все друг друга знали и могли приходиться друг другу родственниками, удмурты неоднократно встречались в течение дня. Здороваться при каждой встрече было не принято, даже в какой-то степени неуместно: виделись же вроде бы и встречались сегодня. Поэтому приветственные формулы заменяли разнообразными вопросами. Такую форму приветствия в науке обозначают с помощью такого понятия, как фатическая коммуникация (неинформативные сообщения, которыми обмениваются собеседники в целях поддержания контакта из вежливости, из уважения, чтобы заполнить паузу или прервать молчание). У живущих в городской среде русских людей, не знающих о такой традиции, подобные вопросы вызывают недоумение, некоторые воспринимают их как нарушение личных границ. Им кажется, что удмурты очень любопытные. Но на самом деле подобное удмуртское приветствие не всегда предполагает развернутый ответ на вопрос. Так, например, на вопрос Бертӥськод-а? (Возвращаешься?) достаточно ответить «Бертӥсько» (Возвращаюсь), Кытчы потӥд? (букв. Куда вышел? В знач. Куда идешь?) – Потӥ-ай (букв. Вышел вот. В знач. иду вот) и т.д.

«Обнимашки» и эмоции

– А что удмурты, например, могут воспринять как нарушение личных границ?

– Для удмуртов важно соблюдать дистанцию в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми. Традиционно популярные ныне «обнимашки» со всеми, да и вообще яркое выражение, проявление эмоций не были приняты. Понять, что человек тебе рад, можно по тональности голоса, выражению лица. Понятно, что сейчас многие живут в городах  вместе с другими народами и всё меняется, но традиционно удмурты очень сдержанно выражали свои эмоции. Даже мать, встречая дочь после долгой разлуки, задает вопрос: «Бертӥд-а, нылы» (букв. Вернулась, дочь?). Словесное выражение радости обычно отсутствует, но понять, что тебе рады можно по взгляду, по настроению, по жестам внимания. Так, старшие по отношению к младшим могут позволить себе похлопывание по спине со словами: «Ма-ма, воксё зӧк/бадӟым бдӥд» (Совсем уже большой вырос). А обниматься принято только с очень близкими людьми: родственниками, друзьями. Кстати, в деревнях до сегодняшнего дня существует поверье, согласно которому нельзя разрешать незнакомым людям притрагиваться к спине. Через эти прикосновения у человека могут забрать жизненную силу и здоровье. И если уж прикоснулись, то в ответ, говорят, надо тоже похлопать своего собеседника по спине, возвращая таким образом энергетику собеседника.

   
   
Через прикосновения у человека могут забрать жизненную силу и здоровье. Фото: freepik.com

– Все народы мира используют в общении жесты. Есть ли у удмуртов какие-то особенности?

– Старшее поколение удмуртов отмечает, что активная жестикуляция не приветствовалась. По их воспоминаниям, если кто-то в разговоре начинал активно жестикулировать, то старшие могли остановить младших словами: «Мар-о тон вуко кадь киосыныд шонаськод? Астэ лад-лад возёно» (Чего это ты руками размахался? Надо быть сдержанным). Современная удмуртская молодёжь в корне отличается от старшего поколения. В разговоре молодёжь может быть очень эмоциональной, активно жестикулировать. Но необходимо отметить, что практически все жесты, используемые ими, носят либо общечеловеческий характер (например, это жест просьбы, жест страха), либо заимствованный (например, жесты агрессии). Наиболее колоритным удмуртским жестом опрошенные нами респонденты считают жест удивления – удары раскрытыми кистями рук по бедрам. Этот жест сопровождается словами: «Остэ, Инмаре!» (обращение к Богу)/ «Остэ, Инмаре! Куасьмем макесыд ик куаляк пилиськоз!» (О, Боже! Иссохшее бедро напрочь разломится!)/ «Остэ, быри!» (Господи, пропадаю!). Он распространён как среди молодёжи, так и людей старших возрастных когорт.

Пугает то, чего не знаем

– Как вы считаете, что нужно делать для того, чтобы укрепить связи между народами?

– Очень важно, на мой взгляд, быть открытым к взаимодействию и не бояться общаться с представителями разных народов. Дело в том, что человек, не похожий на нас внешне, говорящий на другом языке, исповедующий другую религию, зачастую воспринимается нами очень настороженно. Более того, всё незнакомое часто вызывает чувство страха, может быть даже и пренебрежения. Наиболее ярко это можно проследить у детей. В 2017 г. я работала преподавателем в строительном техникуме, замечала, что некоторые обучающиеся негативно относились к мигрантам. Им не важно, какой они были национальности и вероисповедания, у ребят был чётко сформировавшийся негативный стереотип. Корни его заложены в отсутствии у них опыта общения с представителями этих народов. Они что-то плохое прочитали в интернете, и это закрепилось в сознании. Я вела замечательный предмет «История, литература и культура родного края» и знакомила учеников не только с историей и культурой родного края, но и говорили о народах, проживающих на территории Удмуртии. Мы часто ходили на экскурсии. Однажды нам посчастливилось побывать на экскурсии в Армянской Апостольской церкви. Некоторые ребята вначале наотрез отказались заходить на территорию церкви, но потом  подтянулись к нашей экскурсионной группе и с большим вниманием и интересом слушали рассказ Мнацакана Аракеляна, который проводил нам экскурсию. Мнацакан Меружанович – председатель армянской общественной организации «Урарту», прекрасно знающий историю и культуру армянского народа. Из него получился замечательный экскурсовод. После экскурсии ребята признались, что у разных народов всё равно есть что-то общее, например, - общие идеалы, общие ценности. Общение и знакомство с другими культурами  помогают понять, что не такие уж мы разные и ценности у нас в большинстве своём одинаковые: мы все хотим верить в лучшее, жить в гармонии и мире друг с другом.