Металлолом для мастера
Владимир Маратканов, АиФ: - Как же называется вид творчества, которым вы занимаетесь?
Максим Сурнин: - Сейчас это уже звучит просто и всеобъемлюще - скульптура из металла и металлолома. Причём я начинал с работы с чёрным металлом, теперь же использую и нержавеющую, и легированные стали.
- Насколько оно развито в Ижевске, России, мире? Есть ли для вас в этом деле авторитеты, мастерства которых вам хотелось достичь?
Семейное дело
- Когда вы стали заниматься скульптурой, как возник интерес?
- С 14 лет работал на производстве у отца, занимался металлообработкой, сваркой. В 16 создал первую скульптуру. Металл - в крови, это семейное. Дед был кузнецом, брат продолжает дело отца, до сих пор не отстающего от молодых в пытливости ума, изучении новых технологий.
- Скульптуры - просто увлечение или уже ваша основная деятельность?
- Уже несколько лет как основная… Хотя в свободное время всё же стараюсь помочь отцу и брату на производстве. Это творчество требует большой отдачи, в том числе физических сил, времени. Как ни странно, самая большая сложность в этой работе - нехватка материала, металлолома. Раньше всё было проще, а теперь лом не найти, люди его сдают.
- Как происходит процесс создания ваших произведений от замысла до воплощения?
- По-разному. Иногда одна деталь рождает целый образ, который начинает сам складываться в голове. Иногда решение рождается практически целым, потому, что я помню все детали, что есть на складе. Я открыл для себя удовольствие работы с заказчиком, когда фантазия двоих умов рождает что-то третье, новое, необычное. Часто работаем вместе с женой, тоже скульптором - Марией Соловатовой.
- Есть ли у вас помощники, ученики, последователи?
- Жена считает себя моей ученицей. Начал возить её на фестивали в качестве ассистента, а она втянулась неожиданно, сейчас ещё и лёд режет. Средний сын подает большие надежды, он уже делал эскизы для будущих скульптур: например, для кота учёного на улице Пушкинской у филармонии. Жду, чтоб подрос - рановато ему в железную мастерскую, но с пластилином он не расстаётся.
Нужна поддержка
- Сколько произведений вами уже создано, и где их можно увидеть?
- Около 70. В России они находятся в Санкт-Петербурге, Перми, Соликамске, Екатеринбурге, за рубежом - в Германии и Словакии. В Ижевске их несколько: это дерево любви с аистами в Летнем саду, памятник погибшему мотоциклисту на перекрёстке Шабердинского тракта и Объездной, на набережной - мотоцикл и багги, на базах «Ижторгметалла» стоят Optimus Prime (основной персонаж практически всех мультсериалов, комиксов, фильмов, книг, видеоигр о трансформерах), несколько собак. В Ключевом посёлке - гигантские ключ-шлагбаум и навесной замок. Есть работы, находящиеся в частных коллекциях.
- Какая из созданных работ вам особенно дорога?
- Бык долгое время был любимым. Потом появился варан, затем бульдог...
- Как вы оцениваете результаты фестивалей «Ferrum fest», которые проходят на ижевской набережной?
- А что в творческих планах?
- Они есть… (улыбается).
И всех интересующихся работами Максима Сурнина это радует! Значит, нет кризиса, порой знакомого творческим людям. Хотя Максима обошли стороной чисто мужские увлечения вроде футбола-хоккея и охоты-рыбалки, но он целиком и полностью увлечён работой руками. Если не занят творчеством, то сутками что-то мастерит, изобретает, ремонтирует. Одно из увлечений - тюнинг автомобилей: сам изготавливает обвесы из нержавеющий стали. Например, преобразил свой раритетный внедорожник - легендарный «Ford Bronco», придав ему футуристический вид.