Книга Полины Гладыш «Меня зовут Лис» вышла под псевдонимом Ли Виксен. Она написала и вторую часть трилогии, у которой уже немало читателей и поклонников. Наш корреспондент пообщался с молодой писательницей об эскапизме, иностранных псевдонимах и роли денег в издательском деле.
Будем издавать!
Алёна Арбалетова, «Аиф-Удмуртия»: Где вы нашли смелость, чтобы постучаться в двери крупнейшего отечественного издательства? Как выстраивались ваши отношения?
Полина Гладыш, писатель: Смелости у меня немного, с отпечатанным вариантом рукописи я отправилась в Москву, где провела неделю, походила из угла в угол, но ни в одно издательство так и не зашла. Прошёл год прежде чем я, по настоятельному требованию мужа, вновь вернулась к поиску издательства, остановив свой выбор на уральском издателе из Екатеринбурга.
На сей раз я отправила текст в электронном виде, снабдив его синопсисом. В ответ получила рекомендацию отправить текст в издательство АСТ. И я написала, мне стали отвечать разные представители этого издательства, письмо передавалось по внутренней цепочке, в итоге я оказалась в руках молодого редактора, которая занимается серией «Online–БЕСТСЕЛЛЕР». Девушка в тот момент болела, лежала дома и за ночь прочитала мою книгу. В три часа ночи от нее пришёл ответ: «Полина, будем тебя издавать!».
Я не могу сказать, что как-то выстраивала отношения с огромной корпорацией АСТ, мне повезло общаться с живыми людьми, девочками-редакторами, у которых горят глаза, которые хотят выпускать классную литературу. Это безумное везение. Книги делают, в том числе редакторы, именно они выбирают тексты, отстаивают право на их публикацию, утверждают всё – от обложки до последней буквы и убеждают серьезных людей в деловых костюмах, что на этом можно сделать деньги.
— А что делать, если произведение гениальное, а денег на нём сделать нельзя?
— Я не считаю, что моя книга гениальна. Есть прекрасные писатели, например, Улицкая, Акунин – произведения которых в любом случае нужно издавать, даже если на этом нельзя заработать. Но не будем забывать, что издание книг - это прежде всего бизнес. Нравится нам или нет, но он изначально направлен на получение прибыли.
При этом за каждой изданной книгой стоит огромный коллектив профессионалов: редакторы, корректоры, верстальщики, иллюстраторы и так далее, вплоть до водителей издательства, – всем этим людям необходимо платить зарплату. Даже если бы меня не взяли в бумагу, у меня был шанс распространять книгу в интернете.
Все авторы серии «Online–БЕСТСЕЛЛЕР» собирали свою читательскую аудиторию именно в сети. В издательство они приходили, имея за плечами десятки тысяч фанатов, положительные отзывы и рецензии. С одной стороны, это хорошо, автор может получить дорогу к читателю, минуя издательство, с другой стороны, мне часто задают вопрос: если вы так популярны в сети, вы уверены, что вы пишите действительно хорошо, ведь в интернете огромное количество графоманов. Где гарантия, что вы не из их числа? Поэтому я всем советую зайти на мою страничку на сайте Проза.ру, чтобы бесплатно ознакомиться с первыми главами книги и сделать собственный вывод.
Формат серии
— Авторы вашей серии – женщины. Эту случайность или закономерность?
— Это большая проблема. Наши книги читают, в том числе и мужчины, им очень не хватает мужского фэнтези. Редакторы нашей серии пока не могут найти авторов-мужчин. Кстати, та же проблема в жанре хоррора и мистики.
— Почему издательство настояло на том, чтобы вы взяли себе иностранный псевдоним?
— Я обожаю свое имя и фамилию, мне очень хотелось, чтобы книга вышла под моим настоящим именем, но формат серии допускает только иностранные псевдонимы. Я попытаюсь объяснить почему, все мы, авторы этой серии, пишем в жанре young-adult, и в этом жанре у нас на рынке хорошо известны только зарубежные авторы.
Хотя мы нигде не скрываем свои имена, эта информация открыта. Может быть, когда-нибудь будет не стыдно в этом жанре выпуститься под псевдонимом Даша Пупкова.
Добро побеждает зло
— Когда у вас возник интерес к фэнтези? Что вы в нём находите?
— Интерес возник в подростковом возрасте, когда я начала много читать. Каждый год я перечитывала «Властелина колец», теперь это уже традиция. Я не люблю классическую русскую литературу. Понимаю, что подобные высказывания это чистой воды «вкусовщина», но мне тяжело читать классиков. Любовь к фэнтези – это своего рода эскапизм, я сбегала в другой мир при помощи книг, когда меня травили в школе, когда что-то не получалось. В мире фэнтези всегда добро побеждает зло. Если биться, то за спасение мира, если спасать, то принцессу. Абсолютизм. Подвиг в обычной жизни есть, но масштаб и размах есть только в фэнтези. Там мы имеем дело с дистиллятом чувств.
— Главная героиня вашей книги «Меня зовут Лис» – маленький человек, представительница слабого пола. Почему вы выбираете такого героя?
— Моя героиня не ослепительная красавица, которая с легкостью покоряет мужчин, она не воин. Лис – обычная девочка, которой нужно выживать, она такая же, как и большинство читателей – ее переживания и страхи понятны нам всем. Ей придётся побеждать себя, преодолевать страхи и становиться особенной. Каждый читатель может примерить на себя этот образ. И мне он бесконечно дорог. Поэтому я хочу обратиться ко всем читателям, не бойтесь идти к своим мечтам, только так мы можем реализоваться, я всех приглашаю в увлекательное путешествие по миру, в котором живёт моя Лис!
— Поклонники книги уже начали писать фанфики?
— Если поклонники будут создавать свои истории, связанные с моими героями, я буду рада. Книги живут, пока их читают. Приведу простой пример, вот в Ижевске активно обсуждают новость о том, что арт-объект Апельсин, установленный на центральной площади кто-то раскрасил. Автор этой скульптуры недоволен, я не хочу никого обидеть, но если ты хочешь, чтобы твоя скульптура стояла в неприкосновенности – держи её в мастерской. То же самое с книгой, я выпустила её в свободный полет, это мой ребёнок, который начал самостоятельную жизнь, если будут писать фанфики, я буду репостить их на своих страницах в социальных сетях. Приглашаю всех в Лисий Чертог – это моя группа во «Вконтакте».
— Насколько на вас влияют комментарии, критика?
— Если говорить о рецензиях, которые я получила на сайте Проза.ру – они были очень полезны для работы над текстом, это конструктивная критика людей, которые сами умеют работать с текстом. По сути, они бесплатно вычитывали мою книгу, помогали находить нестыковки, ошибки, я благодарна им за эту помощь. Потом стали приходить положительные отзывы обычных читателей, а потом пришло время неконструктивных комментариев. Нельзя отвечать на отрицательные рецензии, не стоит связываться с сетевыми троллями, но я продолжаю читать всё, искренне расстраиваюсь, надеюсь, что со временем выработаю броню.
Стопроцентное попадание
— Иллюстрации к книге были созданы вашей сестрой, расскажите, как шла работа, вы полностью довольны результатом?
— Иллюстрации к книге воплотила моя сестра Александра Гладыш, она работает в издательстве «Удмуртия». Саша – мой первый читатель и критик, она смогла считать образы, которые родились в моём воображении, просто достала их у меня из головы! Это похоже на телепатию. Когда шла работа над первой книгой, мы жили вместе, потом я переехала. Александра готовила арт для второй книги уже без меня, и вновь стопроцентное попадание! Моя книга хороша тем, что она создавалась непрофессионалами, она прекрасна в своей искренности и наивности, мы вкладывали в неё душу.
Сейчас, перечитывая первую книгу, я ловлю себя на грубых моментах, неотесанных кусках. Мама сказала, что вторая книга написана иначе, я стала взрослее, опытнее, но у этого есть и обратная сторона. Теперь я много времени уделяю работе с языком и теряю тот задор, с которым летела по первой книге.
Я работаю с профессиональным литературным редактором Александром Серовым, он птица совершенно не моего уровня – невероятный профессионал, он делает до 20 правок на странице, без всяких церемоний. Я смирилась с этим. Но он настолько прижучивает язык, всё ради нормы, норма так не позволяет – и точка. А я писатель, я не хочу по норме, я хочу в окно! Мне весело от этого.
— Кто изображен на обложке, что это за рыжеволосая красавица с серыми глазами?
— Лис – шатенка, она не рыжая. Но образ, скрытая усмешка девушки на фотографии свойственна и Лис, поэтому я не сопротивлялась, и мы оставили её на обложке. Надеюсь, мы доживём до экранизации, и я смогу участвовать в кастинге. Сейчас ведутся переговоры, в данный момент я не могу разглашать все подробности. Однако, в России нет режиссёров, которые умеют при малых бюджетах работать с экранизацией фэнтези. Бюджеты «Волкодава» мне на старте не получить, снимать в картонных декорациях не хочется, мы хотим продвинуться на зарубежный рынок.
— Над чем вы работаете сейчас и когда ждать продолжение приключений Лис?
— Я буду делать трилогию. В первой книге я задала множество вопросов, две последующие нужны мне, чтобы ответить на них. Второй том выйдет в январе 2017 года, мы ожидали, что книгу выпустят этой осенью, но сроки по техническим причинам сдвинулись. А вообще я мечтаю выспаться. Есть подозрение, что я сяду за мистику и хоррор. Я работаю над третьей книгой, костяк – это самое легкое, мы знаем точку А и точку Б, а вот мелкие детали сводят меня с ума. К тому же написание третьей книги наложилось на редактуру второй. Поэтому я с удовольствием придумываю новые сюжеты, и задумываюсь над новыми жанрами.
Смотрите также:
- «Природа – сложная конструкция»: эксперт об экосистеме и народной медицине →
- Другие берега. Каково студентам учиться за границей? →
- Дизайнерский подход: секреты огородной красоты →