Двадцать восьмиклассников камбарского лицея №1 стали менделеевцами. Торжественная церемония прошла в столице Удмуртии, в ижевском Информационном центре по атомной энергии.
Менделеевские классы появились в стране в 2020 году. Идею Российского химико-технологического университета имени Менделеева поддержал Федеральный экологический оператор (предприятие Госкорпорации «Росатом»).
С выпускниками связывают большие надежды, и в перспективе хотят видеть среди них будущих промышленных инженеров, химиков, экологов, которые освоят известные и предложат новые технологии переработки промышленных отходов.
Утром - школьник, после обеда – студент
Участие камбарских школьников в проекте не случайно. Сейчас в Камбарке Федеральный экологический оператор создает современный экотехнопарк по переработке отходов 1 и 2 классов опасности. Кадры, в том числе для будущего современного производства решили готовить уже сейчас.
«В нашем лицее всегда было три направления – гуманитарное, биолого-химическое и технологическое, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе камбарского лицея №1 и классный руководитель 8Б, третьего потока менделеевцев Надежда Климовских. – Педагоги у нас сильные, все - почётные и заслуженные работники образования, они подхватили эту идею. Дети в первую смену осваивают лицейскую программу, во вторую – как студенты посещают лекции и практические занятия, без скидок на возраст».
Учиться непросто: к углубленному изучению химии, математики и других естественнонаучным дисциплинам добавляются вебинары с преподавателями РХТУ им. Д.И. Менделеева. Также профильное обучение дало возможность проводить опыты на базе самого крупного вуза республики – УдГУ. Для этого камбарские восьмиклассники в феврале приедут в университет.
По мнению педагогов, первые годы работы «Менделеевских классов» позволяют говорить о высоком качестве образования. Свидетельство тому – результаты входного и выходного тестирования. Результаты ОГЭ девятиклассников, а сейчас уже десятиклассников, говорят сами за себя: лицеисты с первого раза сдали экзамены на высокие баллы - и обязательные, и предметы по выбору.
Они умеют работать, но взрослые переживали, как школьники смогут выдержать такую нагрузку? Как показала практика – справляются, и ещё успевают заниматься спортом и музыкой.
Проекты
Камбарский лицей №1 уже третий год участвует в проекте «Менделеевские классы». Дети попадают в класс раннего профилирования по собственному желанию, и они уже замотивированы – подросткам не нужно объяснять, где применять полученные знания. Нет типичных школьных вопросов: зачем мне это знать? Где я это буду использовать?
Менделеевцам предстоит проделать большую работу уже в первый год обучения в спецклассе – разработать и защитить научный проект на экологическую тему.
Юный лицеист и менделеевец Кирилл Двинских, например, ещё до встречи со своим куратором определился с темой проекта.
«Интересно узнавать новое вне школьной программы. Я пока окончательно не определился с выбором профессии, но мне нравится учиться в этом классе. Возможно, она может быть связана с экологией. Очень круто, что мы можем изменить судьбу мира и заняться экологией», – говорит Кирилл.
Каждый школьник готовит проекты, которые так или иначе влияют на окружающую среду. Я, к примеру, пишу об альтернативных источниках энергии. В процессе работы над исследованием можно будет рассмотреть вариант строительства каких-либо станций по переработке мусора, которые будут выделять тепло, что даст хороший эколого-экономический эффект.
Когда студент – куратор
Есть в менделеевских классах одна интересная особенность: у школьников свои кураторы – студенты Института гражданской защиты УдГУ. Именно они будут помогать ребятам создавать свои первые экологические проекты.
Будущий инженер-эколог, а сейчас третьекурсница профильного факультета УдГУ Ульяна Чернышова курировала трёх одарённых школьников, её коллега Ирина Александрова – двух.
Не тяжело ли работать сразу с несколькими юными исследователями? Студенты в один голос говорят – «нет».
«Если хотя бы один из ребят по- настоящему заинтересован, результат не заставит себя ждать. Один из проектов был связан с мониторингом состояния почв, второй - с методом их очистки, третий включал анализ пресных вод в разных уголках республики, а не только Камбарки. Это очень интересно», - говорит Ульяна Чернышова.
Подопечные Ирины Александровой делали проект, связанный с батарейками и влиянием автотранспорта на экологию Камбарки. Студентка довольна общением с детьми и готова консультировать хоть каждый день.
Погружение в менделеевские ценности
Новая учебная программа не ограничивается лишь уроками, лекциями и работой над проектом – у ребят есть возможность применить свои знания на практике: по результатам года три-четыре «менделеевца» из Камбарки, которые станут авторами лучших проектов, смогут отправиться в экологическую экспедицию. Камбаряки уже побывали на Байкале и на Финском заливе.
Пятидневная программа 2022 года оказалась очень насыщенной: ребята видели процесс строительства атомного ледокола на Балтийском заводе, познакомились с Санкт-Петербургом, а самое яркое впечатление у них оставил полигон промышленных отходов «Красный Бор», где ФГУП «ФЭО» ведёт работы по ликвидации накопленного экологического вреда. Ребята на месте брали пробы воды и стали одними из первых, кто провел различные химические исследования прямо на месте.
«Больше всего мне понравилась поездка на полигон «Красный Бор», потому что я – будущий промышленный эколог, и скоро я буду работать с подобными объектами. Проект «Менделеевские классы» очень эффективен в привлечении школьников к экологическим проблемам. В программе у детей много практики и проектной деятельности. К тому же, сами ребята делятся впечатлениями с родными и друзьями, тем самым привлекая все больше людей к более осознанному образу жизни», – поделилась Ирина Александрова.
Как говорят менделеевцы, из экспедиций они возвращаются домой совершенно другими людьми: заряженными, одухотворенными, с большим количеством друзей и впечатлений.
Образование + экология
Главная цель - воспитать кадры, которые будут работать в новой системе обращения с отходами I и II классов, которую создает Госкорпорация «Росатом» в рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов» в составе национального проекта «Экология».
Новой системе потребуются специалисты высокого уровня, свежие идеи и экологические проекты. И уже сейчас преподаватели видят в своих целеустремленных учениках будущих специалистов в сфере экологии.
Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртии Денис Удалов рад, что «гимназисты занимаются проблемами экологии». Он считает, что «люди, которым интересны проблемы защиты окружающей среды, это, по сути, золотой кадровый резерв Минприроды».
«Вы - наша надежда. Хочется, чтобы вы дальше обучались, получали образование, развиваясь в этом направлении, и защищали окружающую среду не только в Удмуртии, но и нашей огромной стране. Спасибо за работу, которую делаете, и успехов в будущем», - сказал глава ведомства.
Наука зажигать
Посвящение в менделеевцы проходило в ИЦАЭ Ижевска. Место встречи выбрали не случайно. Как говорят сотрудники Центра: «Мы стараемся делать интересные ток-шоу и в популярной форме хотим рассказать школьникам и студентам про науку. Хотим, чтобы каждый школьник загорелся идеей и стал заниматься разработками: написал интересный проект, занялся технологической или экологической деятельностью, или стал делать сложные математические расчёты. Главное - у каждого школьника должны загореться глаза».
Началось посвящение в менделеевцы с презентацией и ролика о прошедшей экспедиции.
«Учёба в менделеевских классах - замечательная и уникальная возможность попробовать себя в роли химиков, биологов, экологов. Но, наверное, самое главное – это возможность научиться ставить перед собой чёткие цели и планомерно их достигать, - считает заместитель директора по учебно-воспитательной работе и преподаватель проектной деятельности классов Оксана Балакина. – От своего 9 класса я ожидала многого. Ребята, которые были со мной в экспедиции почерпнули для себя немало интересного и нового».
Сейчас время выбора проектов. Они круче и интереснее предшественников. Наверное, потому, что ребята видят результат проектной деятельности и знают, что от неё ожидать.
В продолжение программы ученики лицея сыграли в фирменную игру«Красиво атомы сложились: учёные» и прошли обряд посвящения через химические опыты, которые подготовили для них студенты ИГЗ.
Впереди новые достижения, экспедиции и встречи. Есть куда стремиться и расти.