aif.ru counter
336

Золотое дно. Возможно ли пускать все отходы в переработку?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. "Аргументы и факты в Удмуртии" 16/12/2015
Валентина Варцаба / АиФ

- Тема вывоза мусора актуальна для городов. В Ижевске бьются с несанкционированными свалками, долго говорят о проектах утилизации. Их предлагают местные инвесторы и зарубежные. Казалось бы, нескончаемый мусор для бизнеса - «золотое дно». Кроме бонусов экологии, переработка даст рабочие места и целую нишу товаров из отходов. Но наша власть не хочет разговоры переводить в дело, - считает общественница Елена Мусаева.

Разделяйка в фаворе

- Лет 10 я занимаюсь экологией и знаю, что проектов утилизации в Ижевске много. И они масштабируемые: от стартапа у нас переходят на Удмуртию и Россию. Таков и проект раздельного сбора мусора для переработки «ЭКОР», - говорит Владимир Любимов, автор проекта. - Прежде считалось, что жители не готовы к раздельному сбору мусора. И два года назад появился «Зелёный паровоз» - самое активное сегодня экологическое движение Ижевска, которое и придумало «Разделяйку». Для нас эта акция раздельного сбора мусора стала социальным маркером идеи: на неё даже в непогоду за 2 воскресных часа приходят от полутысячи человек. Люди несут отходы и вещи, задают вопросы, радуются экологическим соратникам. Наши проекты готовы перенять соседи. Чайковский, Пермь, Киров и почти все крупные города Удмуртии просят организовать для них филиалы «Зелёного паровоза», «Разделяйки», «ЭКОРа». Люди «за» идею - дело за бизнесом и властью.

Автономный завод

- «ЭКОР» - проект, скорее, социальный - прибыль этого бизнеса отложена лет на 5-10, - уверен Владимир Любимов. - Два месяца я слушал комплименты проекту на разных уровнях власти, но денег на него никто не дал. Один сетчатый контейнер обходится порядка 7 тыс. рублей. С помощью спонсора сейчас в Ижевске установлены более 250 «сеток», теперь их ждут во всех крупных населённых пунктах Завьяловского района и других городов Удмуртии. Люди готовы делить ТБО на пластик, стекло, бумагу. И легко делают это, когда такие контейнеры рядом, красивы и удобны.

Когда к «сеткам» привыкают, наша машина вывозит их содержимое еженедельно. Отходы выгружаются вручную, снова сортируются и прессуются под условия переработчиков. Это сырьё очень дёшево - для прибыли от раздельного сбора отходов нужна грамотная переработка, способная на выходе производить ту же брусчатку их ПЭТ-бутылок, одежду из полимеров. Но вкладываться в универсальную линию переработки у нас не хотят. Дорого: так, установка для ПЭТ-отходов стоит 4 млн рублей, для бытовой упаковки - 6 млн, для пакетов - 3,8 млн. Вдобавок нужны цеха и склады - это реальный завод, с приличной загрузкой: станок для ПЭТ перерабатывает тонну в день. А мы со всех своих «сеток» набираем едва половину месячной загрузки. К тому же есть конкуренты: подобные компании и бомжи, начавшие опустошать наши контейнеры.

Конечно, можно получать отходы из других мест и городов. Администрация Ижевска поддерживает идею о создании производства. Но социальный предприниматель не получит необходимый объём инвестиций в банке даже под грабительский процент. А при том, что получение прибыли отложено на несколько лет, для малого и среднего бизнеса это заведомо смертельный проект.

Нас, экологических активистов «Зелёного паровоза», везде и всюду поддерживают - устно. Вкладываться в экологию никто не хочет. Зато есть прогноз появления компаний из других регионов. Будет очень обидно подарить им итоги нашей кропотливой работы в просвещении, пропаганде раздельного сбора мусора, - говорит Владимир Любимов.

Кстати
С 1 января 2016 года вступят в силу все изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления». В частности, полигоны не будут принимать отходы, годные к переработке. Готова ли Удмуртия к реализации изменённого закона?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество