С 11 по 17 ноября в России проходит неделя качества, во время которой эксперты разных отраслей обращают внимание на стандарты продукции и услуг. Говорят, в том числе, и о стандартах качества уборки дорог. Особенно это актуально в ноябре, когда дождь сменяется снегом, а лужи превращаются в лёд. Поддержание высокого качества дорожного покрытия становится одной из ключевых задач для многих регионов, власти которых ищут оптимальный способ решения задач.
20 ноября Национальная ассоциация зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта провела вебинар, на котором эксперты обсудили важность повышения уровня качества уборки дорог в холодное время года. Подробности – в материале.
Травмы, аварии – спасибо гололёду!
«За несколько дней выпала месячная норма осадков»: самые страшные слова для работников коммунальных служб. За первую неделю ноября в Удмуртии выпало 65% месячной нормы осадков. А во второй день месяца в Ижевске начался снегоуборочный сезон.
На улицы вышли десятки единиц снегоуборочной техники, работники занялись очисткой лестниц, остановок общественного транспорта, тротуаров и пешеходных переходов. Однако, несмотря на все усилия, многие жители получали травмы, идя по необработанным от гололёдицы дорогам. В комментариях под постами в социальных сетях главы города появлялось сотни сообщений от ижевчан, которые были недовольны качеством содержания автомобильных дорог и тротуаров. Что позволит изменить ситуацию с уборкой транспортных артерий и пешеходных дорожек? И каков стандарт?
«Если на тротуаре или пешеходной дорожке интенсивность движения превышает 250 человек в час, то в этом случае зимняя скользкость недопустима, и уборка снега должна быть выполнена в течение одного часа. Достаточно сжатые сроки, которые будет трудно достигнуть без применения противогололёдных материалов», – рассказала исполнительный директор национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова.
Эксперт пояснила, что есть градация интенсивности использования дорог, по результатам которой определяется частота уборки территории во время зимнего периода.
Ещё одной проблемой с наступлением холодов и гололёдицы являются ДТП. С начала ноября в Удрмутрии произошли десятки аварий, некоторые из которых для участников движения заканчивались летальным исходом.
Юлия Антонова утверждает, что на автомобильных дорогах, покрытых противогололёдными материалами, происходит меньше дорожно-транспортных происшествий, чем на необработанных ими участках. При этом она сообщила, что лучше всего бороться с гололёдицей до наступления осадков.
На автомобильных дорогах, покрытых противогололёдными материалами, происходит меньше дорожно-транспортных происшествий, чем на необработанных ими участках.
«Более эффективны в таких ситуациях – двухфазные материалы, которые состоят из твёрдой и жидкой фракции. Они позволяют распределять продукт по чётко заданной полосе. Кроме того, сотрудники ГИБДД неоднократно подтверждали высокую эффективность превентивной (предупреждающей – прим. ред.) обработки дорожных покрытий, которая в разы уменьшает количество аварий», – рассказала директор ассоциации.
Кофейный жмых и другие противогололёдные материалы
Содержание дорог в зимний период является важной темой не только для руководителей муниципалитетов, автомобилистов и пешеходов, но и для владельцев домашних животных, особенно собак. Использование некачественных материалов для обработки дорожного покрытия приводит к снижению эффективности устранения скользкости, порче обуви, а также к раздражению лап животных.
В национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта отмечают, что для обработки дорожных покрытий необходимо покупать только проверенные и не фальсифицированные марки продукции.
Сейчас на дорогах в качестве противоголёдных материалов используется химические, фрикционные и комбинированные реагенты.
Химические реагенты – это техническая соль, хлористый магний и кальций.
Фрикционные реагенты – это песок, а также щебень и гранит, измельчённые в крошку. Такие материалы не плавят лёд и снег, а создают адгезию для сцепления с поверхностью.
В Ижевске используют современные инновационные противогололедные материалы. Однако на остальной территории республики по-прежнему применяют песок.
«Часто муниципалитеты приобретают дешёвые материалы, которые в конечном итоге обходятся ещё дороже, негативно влияя на экологию и процесс сбора пескосоляной смеси. В то же время всё больше дорог должны быть покрыты чёрным асфальтом, что делает использование смеси невозможным. Эта смесь не только не тает, но и создаёт грязь вокруг. Кроме того, песок забивает ливнёвые канализации, которые необходимо будет чистить весной. Полностью растворимые реагенты, в свою очередь, уменьшают общую снежную массу, что снижает количество вывозов снега и устраняет необходимость в двухнедельной уборке дорог весной», – отметила Юлия Антонова.
Часто муниципалитеты приобретают дешёвые материалы, которые в конечном итоге обходятся ещё дороже, негативно влияя на экологию и процесс сбора пескосоляной смеси.
Также специалист признаётся: в борьбе с гололёдом народ придумывает самые разнообразные способы. Недавно сотрудникам Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта предложили использовать в качестве противогололёдного материала кофейный жмых.
«Мы от такой идеи отказались, потому что кофе неблагоприятно скажется на окружающей среде, в том числе и почве», – сказала специалист.
Директор организации отмечает, что главной целью ассоциации является не только контроль содержания объектов инфраструктуры и транспорта, но и качество выполнения стандартов. Если в территориях начнут ответственно и разумно относиться к очистке дорог зимой и использовать качественные антигололёдные материалы, то жизнь пешеходов и автомобилистов качественно улучшится.