В 2022 г. туристический поток в Удмуртскую Республику составил рекордные для региона 877 тыс. чел., годом ранее цифра была более 550 тыс. гостей. В этом году в республике готовятся встретить миллионного туриста. Что для этого делается?
Больше туристов – лучше экономике
Агентство по туризму УР составило рейтинг особенно полюбившихся туристам городов и районов республики. Примечательно, что на первое место, обогнав столицу, Сарапул и Шаркан, вышел Завьяловский район, где в прошлом году побывало 116,5 тыс. туристов.
«На территории района находится около 20 туристических объектов. Среди них – знаменитая деревня хаски, оленья ферма, музей-заповедник «Лудорвай» и др. Однако традиционно самым посещаемым местом в Удмуртии стал ижевский зоопарк – 714 тыс. гостей в 2022 г., – рассказала руководитель Агентства по туризму Удмуртии Юлия Бадаш. – Нашей целью в 2022 г. было влюбить в Удмуртию местных жителей. Только после того как сами жители узнают, насколько интересен и богат наш край, мы сможем приглашать туристов, которым с гордостью будем рассказывать о своей малой родине. Для этого мы создаём туристские продукты, формируем инфраструктуру, привлекаем инвестиции в отрасль, создаём качественный маркетинг и медиаповестку».
Туристы чаще всего предпочитают отправляться в глубинку Удмуртии, нежели в города. Самым популярным у приезжих россиян мероприятием стал фестиваль рок-музыки «Улетай», который проходит летом в с. Лагуново Сарапульского района. В 2022 г. его посетили 45 тыс. чел. Вторым по посещаемости стал Всемирный день пельменя. Отведать удмуртское блюдо приехали 40 тыс. гостей. Около 10 тыс. чел. посетили фестиваль «На родине П. И. Чайковского». А самым уникальным этническим событием стал гастрономический фестиваль «Быг-Быг». Это праздник, где на одной площадке можно попробовать блюда, приготовленные по старинным финно-угорским рецептам. В 2022 г. мероприятие собрало 7 тыс. чел. и принесло прибыль в размере 2,5 млн руб.
Яркая упаковка
Но в сфере туризма существует и немало проблем. Говоря о них, первый зампредседателя правительства Удмуртии Константин Сунцов затронул вопросы цифровизации отрасли за счёт создания единой системы для автоматизации отношений с клиентами, недостаточность профессиональных кадров, проблемы с сервисом, сложности коммуникации между бизнесом и властью, недостаточность информирования гостей и жителей региона о туристических возможностях.
«Туризм – это нечто большее, чем просто отрасль. Он совмещает в себе 43 смежных направления. Туризм – это строительство и благоустройство, дороги и общепит, музеи, природные объекты и пр. Очень важно воспринимать его как полноценную сферу экономики – с цифрами, задачами, дорожными картами, – отметил Константин Сунцов. – Турбизнес системно поддерживается властью: для сотрудников компаний проводится обучение, организуются профильные выставки федерального уровня, гостиничному бизнесу доступны льготы по УСН и 0% НДС».
Ещё одна из главных задач, которую предстоит решить в 2023 г. Агентству по туризму Удмуртии, – это «упаковка» городов и районов. Она подразумевает создание маршрутов, их визуальное оформление, разработку сувенирной продукции и рекламу.
«Упаковка всегда была важным элементом привлекательности продукта, который играет огромную роль при принятии решения о покупке. То же самое можно сказать об «упаковке» территорий. Чтобы в город и в республику приезжали, надо дать форму и содержание. Первый на очереди в этом году – Воткинск. Там есть музей-усадьба Чайковского, собор, в котором крестили композитора, набережная. А чем дальше заняться туристу, если он приехал не в составе группы, а один? У человека должно быть понимание, куда сходить днём, где пообедать, что запланировать на вечер. То есть насыщенная программа самостоятельного путешествия. У нас действительно очень хорошо работают групповые истории, есть классные маршруты, где всё продумано, но нужно упаковать предложения и для самостоятельных поездок», – считает Юлия Бадаш.