Хуже некуда?
Весной 2014 г. армия водителей-профессионалов и любителей, пассажиров общественного транспорта вновь обрела почти угасшую надежду на качественные дороги. И.о. Главы Удмуртии тогда был назначен профессиональный дорожник, коньком предвыборной программы которого стало радикальное улучшение качества дорог. Вплоть до обещания, что республика войдёт в 10 лучших регионов России по состоянию дорожной сети.
И действительно, третий год дорожная отрасль Удмуртии работает в режиме наибольшего благоприятствования, финансирование её растет не по дням, а по часам. Летом 2014 года Дорожный фонд республики резко подскочил с 1,5 млрд. рублей до 4,5 млрд. Аналогичной суммой фонд располагал и в 2015 году. В нынешнем дорожники рассчитывают уже почти на 5 млрд.
В борьбе роковой
Дороги Ижевска и других городов республики пали жертвой череды выборных кампаний. В сентябре 2014 года республика выбирала своего главу, а в 2015 году – депутатов муниципальных органов власти в городах Удмуртии. Кандидаты щедро обещали избирателям закатать в асфальт впечатляющее количество километров и квадратных метров вдребезги разбитых дорог. И сдержали слово. Так что до избирательных участков жители республики добирались с ветерком. Но их забыли предупредить, что долгожданный асфальт будет укладываться в один слой.
Но весной этот слой сошёл с дорог вместе с последним снегом. Чем привел дорожников в недоумение, а городских обывателей в негодование. Власти поспешили объявить, что брак на этих дорогах был допущен в пределах 1,5-2%. но эти цифры явно расходились с тем, что видели жители и что зафиксировали представители ОНФ России.
Сейчас эти дороги ремонтируются по гарантии (в 2014 году было оформлено 15 претензий, в 2015 – 10). Но на носу выборы в Государственную Думу, и методика укладки асфальта в один слой снова приобрела актуальность. Именно по ней будут отремонтированы 40 объектов. Второй слой появится только на 7 участках.
«Дилетанты» и «профессионалы»
«Люди справедливо возмущаются состоянием дорог. По гарантийным дорогам спросим строго. Не могу обойти молчанием реакцию населения на состояние дорог этой весной», - заявил Глава Удмуртии.
Результаты «спроса» уже видны – весенние ямы в большинстве случаев заделаны. Бунтовавшие весной общественники успокоились, но, похоже, ненадолго. Открытым остается вопрос, что будет с отремонтированными за два года дорогами следующей весной. Переживут ли они еще одну зиму без второго слоя?
Учитывая традиционно низкое качество ремонтных работ, наиболее вероятен отрицательный ответ. Но дорожники предпочитают бороться не с браком в работе, а с общественниками, которые не стесняются совать в этот брак свои фото- и видеокамеры. В конце апреля министр транспорта и дорожного хозяйства УР Виктор Вахромеев публично возмущался: «Зачастую, бывает такое: «А почему такая толщина слоя, а не такая, какую необходимо?» и все такое прочее. Это, будем говорить, влазят в технологию. Дилетанты не могут и не должны диктовать профессионалам».
«Дилетанты» (активисты «Автомобилистов Удмуртии») ответили министру асимметрично - установкой видеокамер на дорожной технике. Всем интересно, куда уходят миллиарды рублей наших налогов. Кто победит в неравном споре? Пока сказать трудно. Остается надеяться, что дорожники постесняются уж очень далеко отступать от технологий.
Проекты – наше всё
Но качество работ – только одно из направлений борьбы общественности за право жителей республики ездить по хорошим дорогам. Второе связано с целевым расходованием средств Министерства дорожного хозяйства. В условиях постоянно дефицита денег на ремонт дорог министерство с небывалой щедростью тратится по статье «Выполнение работ по производству изысканий и разработке проектной документации на реконструкцию автомобильных дорог».
Только в марте 2016 года оно разыграло тендеров на 45 млн рублей: 12,35 млн бюджет заплатил за проект участка Пудвай – Сева (Глазовский район), почти 10 млн – за проект дороги Водзимонья – Брызгалово и т.д. При том, что сроки строительства этих дорог ни в каких планах даже не просматриваются, а все тендеры выигрывает одна-единственная компания – ОАО «Автодормостпроект», которую возглавляет депутат гордумы Ижевска Захар Милостивенко.
Как формируются эти суммы? Почему все конкурсы выигрывает одна и та же компания? Нужны ли в принципе столь масштабные затраты на разработку проектов с неопределенными сроками исполнения и источниками финансирования?
Для руководителей Минтранса это вопросы «дилетантские». Как профессионалы, они сосредоточены на новом проекте - строительстве восточного обхода Ижевска, которое оценивается в 35 млрд рублей.
Планов громадьё
Деньги под этот проект руководство Удмуртии рассчитывает получить за счёт средств системы «Платон». Правда, республику лишь включили в список регионов, которым причитаются суммы на ремонт дорог. Когда поступят средства и какие именно, никто не знает. А пока Удмуртия рассчитывает на дополнительное финансирование из федерального бюджета. Оно должно составить 419 млн рублей.
Но какими бы темпами ни росли объемы финансирования, денег всё равно не хватает. Сентябрьское открытие моста через Каму ребром ставит вопрос о ремонте и строительстве подъездных путей к этому «знаковому объекту». Который может стать большой бедой для жителей Сарапула, которых совсем не радуют перспективы встречать и провожать до 1400 многотонных фур в сутки.
То, что дорожная отрасль республики сумеет освоить любые суммы из любых источников, ни у кого не вызывает сомнения. А вот способна ли она при этом обеспечить соответствующее затратам качество дорожных работ – вопрос открытый. Гарантированно растущий бюджет Минтранса и Дорожного фонда пока не оправдывает надежд жителей республики.