Подземные переходы – многолетняя боль жителей Ижевска. Изначально они были призваны обеспечить безопасность, однако, очевидно, давно уже эту функцию не выполняют.
Грязь, мусор, отсутствие освещения, заброшенные ларьки и киоски – всё это делает переходы потенциальным источником проблем. Недавно жители столицы республики пожаловались на ужасное состояние подземного перехода, расположенного на перекрёстке ул. Кирова и М. Горького. Выглядит этот объект, конечно, пугающе. Но он такой не один. Что происходит с подземными переходами Ижевска, есть ли надежда, что их когда-нибудь приведут в порядок?
Страшно и скользко
Возмущённые состоянием подземного перехода жители Ижевска пожаловались в региональное отделение ОНФ. Они пояснили, что год назад обращались в администрацию города, однако заметного результата не добились. В переходе стали немного чаще чистить лестницы от снега. Другие проблемы, а их много, при этом остаются. Местная жительница рассказала, что ей как-то раз пришлось вызывать врачей скорой помощи для женщины, которая повредила ногу на ступеньках.
Ижевчанка Наталья рассказала, что место у находящегося в таком состоянии перехода оживлённое: недалеко есть два техникума, женская консультация, школа искусств и дворец детского творчества.
«Не представляю, как беременные женщины, которые ходят в женскую консультацию, идут на трамвайную остановку, – говорит Наталья. – Сам переход очень страшный и скользкий. Раньше в нём продавали овощи, фрукты и прочее, но сейчас эти помещения пустуют, в них выбиты двери и окна. Похоже, что кто-то там периодически обитает. Поэтому страшно там ходить по вечерам, когда прохожих уже немного. Отдельная боль – ступеньки и пандусы, по которым может проехать только каскадёр. Я помню, как в своё время коляску с ребёнком таскала на себе. С тех пор ничего не изменилось. Другие подземки не лучше».
Может, убрать?
Ижевский адвокат Валерий Новичков рассказал, что в таком печальном состоянии подземные переходы города находятся с прошлого века. Много лет назад он вместе с одним из городских изданий не раз писал заявления и жалобы в прокуратуру для того, чтобы мэрию обязали сделать там ремонт и очистить от грязи. Но получал отписки.
«В 1990-е годы оба подземных перехода по ул. М. Горького (на перекрёстках с ул. Советской и Кирова) отдали арендаторам. Они там построили множество киосков, ларьков и магазинов, существенно заузив ширину переходов. Предполагалось содержать их за счёт арендной платы, т. е. убирать мусор, ремонтировать и т. п. Но при этом никто не убирал, ремонт не делал, не было освещения, – вспоминает Валерий Новичков. – Вопрос: куда уходили деньги, получаемые от арендаторов, и как расценить бездействие прокуратуры?»
Ещё один многострадальный подземный переход в Ижевске – около УдГУ. Его построили в 1978 г. и с тех пор ни разу капитально не ремонтировали. В 2022 г. дело сдвинулось – на объекте начались работы. Но их так и не завершили. Ремонт перенесли на 2023 г. Результат тот же. Подрядная организация нарушала сроки, а потом и вовсе бросила объект. Объявленные позже торги на проведение капремонта перехода не состоялись. И это только два примера. В Ижевске шесть подземных переходов.
У мэрии, кажется, есть решение. Если нельзя отремонтировать, нужно убрать. Такое предложение было включено в опрос, результаты которого озвучил на недавнем прямом эфире глава города Дмитрий Чистяков.
«Состояние переходов удручающее. Они были построены ещё при СССР. И там есть много строительных проблем. Но для меня важно другое: насколько они нам вообще нужны? Мы начали проводить опрос на эту тему и мнения разделились. 43 % жителей Ижевска говорят, что по верху передвигаться лучше – просто поставьте светофоры, пешеходные переходы. Лично мне так удобнее, – сказал Дмитрий Чистяков. – Но 40 % ижевчан считают, что переходы должны быть. Чтобы изменить ситуацию, надо научиться сотрудничать с инвесторами. Переход должен стать частью бизнес-пространства, что позволило бы инвестору выгодно вкладывать деньги в его благоустройство и содержание. Мы над этим сейчас работаем. У бизнеса есть интересные предложения».
Насколько и когда эти предложения получится воплотить в жизнь – пока не известно. Но совершенно точно, что ижевчане хотят передвигаться по безопасным переходам уже сейчас.