На прошлой неделе в Можге открыли новый транспортно-пересадочный узел (ТПУ).
Это долгожданное событие для жителей города и ближайших сельских районов. Здание прежнего вокзала является символом зарождения и становления города. Но эксплуатируется больше ста лет – устарело морально и физически. Запрос на современное здание со всеми удобствами для пассажиров в 2017 г. – на первой массовой встрече с новым на тот момент руководителем региона – можгинцы озвучили сразу. Александр Бречалов к просьбе горожан прислушался. И года через полтора на месте будущей стройки был заложен камень – зримое доказательство того, что на этот раз намерения чиновников не останутся просто разговорами.
Комфортные условия
Строительство началось в конце 2019 г. К этому времени ОАО «РЖД» и региональные власти договорились о паритетном финансировании проекта. Его стоимость составила 291 млн руб. Республиканское правительство предложило под одной крышей разместить автостанцию и железнодорожный вокзал. Прежде два здания разделяли железнодорожные пути. А транзитным пассажирам с багажом через переходной мост перебираться неудобно. Теперь пешее расстояние пересадки равно длине между двумя платформами – автомобильной и железнодорожной. И пролегает оно по зданию ТПУ. Председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров такое передвижение пассажиров назвал принципом «сухие ноги».
Уровень комфорта высокий. В здании ТПУ есть общий зал ожидания для пассажиров поездов и автобусов, комната для пассажиров с детьми. Время можно скрасить телепередачами и новостями из интернета – подключение к Wi-Fi бесплатное.
Очередь к кассам пригородного и дальнего сообщения можно спокойно выжидать в кресле. К окошечку приглашает электронный аппарат. Кроме билетов на поезда и автобусы здесь продаются билеты на самолёт.
В здании есть буфет, санитарные комнаты, камеры хранения и отдельное помещение для сотрудников полиции. Установлены рециркуляторы воздуха, чтобы снизить риск заражения инфекциями. Приятные впечатления от пребывания на вокзале повышает ароматизация воздуха.
«Распыляем два запаха: «Ваниль» и «Лазурное небо», – рассказала начальник Агрызского участка Дирекции пассажирских обустройств Наталья Бабушкина. – В разных комнатах ароматы разные. Общая площадь ТПУ превышает 1100 кв. м. Здание рассчитано на единовременное пребывание 250 пассажиров. Ожидаем, что в сутки ТПУ будут пользоваться 700 человек. Возможно, станет больше маломобильных пассажиров – в здании предусмотрено всё, что облегчит их путешествие».
Здание станет музеем?
Старое здание железнодорожного вокзала может стать музеем – можгинцы просят его сохранить. И оно уже признано региональным объектом культурного наследия. Первыми экспонатами в будущей музейной экспозиции могут стать рельсы, уложенные ещё при царской России. Их обнаружили во время замены пешеходного перехода. Они были погребены под старыми опорами.
Маршрут железной дороги Казань – Екатеринбург в начале прошлого столетия определило расположение Сюгинского стекольного завода. По железной дороге отправляли в Нижний Новгород его продукцию. И станция в 1919-1924 гг. (до официального распоряжения об основании города на этом месте) называлась Сюгинской. Здание железнодорожного вокзала было одним из первых и самых красивых построек Можги. А вот новое здание можгинцы красивым не считают.
«Безусловно, здание получилось современным и стандартным. Очевидно, для проектировщиков важнее всего была его функциональность. А с архитектурной точки зрения, у здания не хватает выразительности, изюминки. Перед строительством таких значимых объектов было бы неплохо организовывать градсоветы с приглашением проектировщиков и общественности. Всё-таки вокзал создаёт первое впечатление о городе», – говорит руководитель ижевского архитектурного бюро Алексей Ворончихин.
Впрочем, приезжайте и смотрите сами – с 9 сентября ТПУ уже функционирует.