Примерное время чтения: 7 минут
1147

Война против культуры: почему Ижевск теряет свою уникальность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "Аргументы и факты в Удмуртии" 02/07/2014
Александр Горбунов / АиФ

«АиФ-Удмуртия», Владимир Маратканов.

Заводоуправление Ижевских заводов, дом купца Килина, дома мастеровых в переулке Широкий...Испорчен уродливой пристройкой дом мясника Слободчикова. Недавно был сожжен ради дорогой земли особняк на улице В. Сивкова. На глазах разрушается главный корпус Ижевского оружейного завода.

Заработать на старине

- Во всем мире люди зарабатывают на интересе туристов к старине. Почему же мы так легко расстаемся с историческим наследием?

- Потому что приоритеты другие. Патриотизм в нашей стране традиционно понимается как военные и спортивные победы, оборонная промышленность, добыча природных энергоносителей. Да и какое у нас в Ижевске историческое наследие? Это, прежде всего заводы. А они закрыты для туристов. Хотя в других странах старые заводские территории становятся экологическими и индустриальными парками. В России попытки создания таких парков-музеев тоже есть. Например, в Нижнем Тагиле. Я верю, что скоро то же самое появится и у нас - в Ижевске и Воткинске. Ну а пока мы просто теряем исторические и культурные объекты. По статистике, в нашей стране в день исчезает по одному памятнику национального наследия. Это настоящая война против национальной культуры.

- А можно ли остановить этот процесс?

- Это трудно. Но это стоит делать, иначе мы многое потеряем из нашего прошлого. Это зависит, в первую очередь, от подвижников, от их самоотверженности, а не от государственных структур. Именно патриоты своего города защитили от погрома Индустриальный техникум, Бодалевский завод, водонапорную башню, построенную в 1915 г., которые власти хотели снести в связи с «благоустройством».

- Есть и другая «характерная черта» нашего времени – повсеместно строятся супермаркеты и офисные здания. Причем мало кого интересует, так называемая, «ансамблевость застройки»…

- Настоящие архитекторы встречаются так же редко, как и настоящие писатели. Это должен быть, прежде всего, универсальный художник, а не конвейерный поточник. Работающий в сфере искусства, а не строительного ремесла. То есть, настоящий зодчий лишен эстетической и бытийной близорукости. Но таких встречается мало.

Наивное искусство

- В Ижевске появились иронические скульптуры. Например, Ижик, Ижевский крокодил, малярный валик. Скоро появятся скульптуры Человека, раздающего Wi-Fi, Вездесущей собаки и т.д. Но при этом до сих пор нет ни одного памятника выдающимся государственным деятелям прошлого. Почему?

- Много памятников не бывает. И они могут быть и ироническими, и наивными. Главное - правильно выбрать место для установки этой скульптуры. Например, нельзя взять и прилепить голубя на фонарь у памятника Дерябину. Нельзя ставить немасштабного «пончика» Ижика в центре широкой и пустой площади.

"Нельзя ставить немасштабного Ижика в центре широкой и пустой площади" Фото: foto-planeta.com

Но возможно переставить и скорректировать уже установленные памятники. Так, пропорции Ижика лучше выглядят, если на него смотреть снизу вверх, если он на постаменте и не столь заметны его «слоновые ноги». А что касается остальных несуразностей в облике этого «мальчика-Ижика» - криво сшитого кафтана, непропорциональности тела, подозрительно больших, каких-то радиоактивных ягод рябины и т.д. - так это ведь произведение наивного искусства, у которого такие законы. Этим законам, кстати, можно профессионально подыграть. Например, раскрасить глаза, лицо, кафтан в соответствующие цвета, тогда приемы серьезного и профессионального литейного искусства будут выглядеть более правдоподобно. Тогда и можно достичь соответствия правилам наивного искусства.

Спина кафтанщика вычерчена скульптором строго по линейке. Фото: АиФ / Владимир Маратканов

Из памятников наивного искусства мне, например, нравится скульптура, которую недавно открыли в Ижевске у проходной завода «Ижсталь», на берегу реки Иж, рядом с Царь-Пушкой и вторым Ижиком. Это памятник кафтанщику с раздвоенной бородой швейцара, в картузе, с медалью и крестом, типа Георгиевского, на полосатой груди. Бородач неестественно, просто невероятно, идеально прямой. Кажется, что вместо позвоночника у него кол вбит, спина вычерчена скульптором строго по линейке, что сильно отличается от соседнего Ижика, у коего спина, напротив, как нарочно, колесом. Бородач с прямой спиной сжал свои громадные гири-кулаки, один кулак спрятал для чего-то за спиной. Особенно подчеркнуты скульптором очень широкие, грубые ногти на толстых и коротких пальцах. Этот кафтанщик похож на постового-городового у проходной, он внимательно рассматривает стоящие перед ним, тоже чугунные, фонарь и маленькую урну в виде детской пушки. Так что мне нравится наивное искусство. И хорошо, что оно есть в Ижевске.

Возвращение к колыбели

- Чем же тогда объясняется равнодушие многих ижевчан к тем изменениям, которые происходят в городе?

- Это объясняется чрезмерно казенной историей Ижевска, как города-завода, города вчерне, с его количественным пафосом, физической отчужденностью жителей города и туристической, рекреационной инфраструктуры от исторического центра, от колыбели города, занятой заводами. В Ижевске самое главное, самое ценное всегда мыслилось на конвейерном заводском производстве, а история в лучшем случае оценивалась лишь как иллюстрация этого производства, важного для государства, в первую очередь. Так выглядят до сих пор, например, заводские музеи. По существу, это что-то вроде прейскуранта продукции, заводского архива-склада, доски почета, а не музея с универсальным взглядом на мир и человека. Все остальное - заводские архитекторы, заводской театр, история заводского дворца культуры, быт заводского населения - в заводском музее не считается ценным. Главное - производство. Но сейчас, в постиндустриальную эпоху многое меняется в сознании горожан и внешнем облике города-завода. Постепенно прослеживается тенденция возвращения Ижевска в свой истинный центр, занятый заводами, так как современному производству не надо так много места, как это было необходимо в индустриальную эпоху.

Фото: АиФ / Владимир Маратканов

Досье

Игорь Кобзев родился в 1960 году в пригороде Свердловска. В 1982 году окончил исторический факультет Удмуртского госуниверситета, затем - аспирантуру Санкт-Петербургского педагогического университета им. А. Герцена.

В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Встреча культур Востока и Запада в русской провинции». Кандидат культурологии, специалист в области города.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах