Правда, при оплате транспортной картой проезд стоит 21 рубль. Но нет никаких гарантий, что повышение стоимости не коснётся жителей других городов и сёл Удмуртии.
Вместо прибыли – убытки
В начале года администрация Можги провела конкурс на определение перевозчика городских автобусных маршрутов. Причём одним из условий муниципального конкурса стала работа маршрутов по нерегулируемому тарифу, то есть все городские автобусы перевели в статус коммерческих. В итоге победителем конкурса стал Можгинский филиал «Удмуртавтотранса», которому передали в обслуживание 10 городских маршрутов.
Раньше можгинцы платили за проезд в автобусе 20 рублей, а по транспортной карте – 19. Но в конце июля руководство «Удмуртавтотранса» заявило, что вынуждено повысить стоимость проезда, чтобы сократить убытки, и что цена за поездку вырастет на семь рублей, а по электронной карте – на шесть. При этом автотранспортники объяснили, что повышение тарифа связано с ростом производственных расходов (подорожание бензина, деталей), инфляцией и изменением порядка налогообложения.
Это сообщение вызвало недоумение и возмущение со стороны жителей города. Тогда чиновники Миндортранса и городской администрации Можги провели переговоры с автоперевозчиком. После чего он решил несколько умерить свои «аппетиты» и снизил стоимость проезда до 23 рублей.
«Все средства, получаемые предприятием от увеличения стоимости проезда на 15%, направим на сокращение убытков, связанных с необходимостью уплачивать НДС в размере 18%. Раньше при работе на городских маршрутах по регулируемому тарифу мы освобождались от его уплаты. Принимая решение повысить цену на билеты в Можге до 23 рублей вместо ранее заявленных 27 руб., мы не получаем возможности индексировать свои фактические доходы даже на уровень инфляции», – сообщили в компании «Удмуртавтотранс».
Как оказалось, Можга – единственный город в Удмуртии, где цена за проезд в городском транспорте 23 рублей. В Ижевске, Глазове, Воткинске, Сарапуле и Уве пассажиры платят 20 рублей. В условиях повышения цен на бензин многих волнует вопрос, не повысят ли транспортники тариф и в других городах?
Пресс-секретарь ИПОПАТ Наталья Кузнецова успокоила, что пока никакого повышения стоимости проезда в городских автобусах Ижевска не планируется. Про остальные города информации нет.
Кто заплатит за льготников?
Но существует и другая проблема – перевозка льготников на пригородных маршрутах. Они вынуждены покупать билеты на пригородные маршруты до садоогородов за полную стоимость. В свою очередь, автоперевозчики заявляют, что возить по льготам убыточно, так как республиканское Министерство транспорта и дорожного хозяйства не вовремя и не в полном объёме компенсирует разницу между ценой билета и стоимостью социального проездного. Проще говоря, многие маршруты убыточны не из-за большой протяжённости или небольшого потока пассажиров, а из-за большого количества льготников.
В данной ситуации некоторые эксперты предлагают создать государственное предприятие для автобусных перевозок на нерентабельных маршрутах. Но для этого потребуются значительные финансовые средства, которых в бюджете и так не хватает. Второй вариант – привлечь в республику федеральные компании, которые могли бы решить проблему с убыточными автобусными маршрутами. Но и тут всё не так просто.
«Если бы федеральным компаниям была интересна Удмуртия, они бы уже давно были здесь. Но их ожидают те же самые проблемы – низкая рентабельность, большое количество льготников, задержки компенсации выпадающих доходов со стороны бюджета, – сказал руководитель регионального отделения Общероссийского объединения пассажиров в УР Наиль Зиятдинов. – Новым перевозчикам, которые придут в Удмуртию, придётся вложить большие деньги: нужно создать в регионе базу, закупить автобусы, нанять водителей, а это очень непросто».
Руководство республики в курсе этой проблемы. Но решить её в короткие сроки вряд ли удастся. Поэтому крайними в этой ситуации остаются жители республики, которые не имеют своих автомобилей и пользуются общественным транспортом.