Чиновники презентовали новую маршрутную сеть общественного транспорта в Ижевске, которая может начать действовать со следующего года. Предстоящие изменения за круглым столом обсудили представители городской администрации и компании-перевозчика.
Смогут ли стороны прийти к единому мнению? И как изменения отразятся на пассажирах?
Куда пойдёт автобус?
В столице впервые разработали документ планирования маршрутной сети транспорта. Подготовило его агентство дорожной информации «Радар» из Перми. Специалисты проанализировали существующие в городе маршруты, изучили оптимальное количество беспересадочных сообщений между районами города, перспективы развития городской инфраструктуры и обращения граждан.
Выяснилось, что транспортная сеть в городе – комфортная и удовлетворяет потребности всех категорий граждан. 90 % поездок на общественном транспорте горожане совершают без пересадок. А по данным domofond.ru, столица Удмуртии занимает пятое место из 200 городов по уровню удовлетворённости жителей общественным транспортом.
Тем не менее, для удобства населения в агентстве предлагают скорректировать некоторые маршруы. Например, движение автобуса № 49, который сейчас ходит до 1-й РКБ, предлагают продлить до Оранжерейного комплекса. Автобус № 71 будет ходить до пос. Машиностроителей, сейчас его конечная остановка – «Горбольница № 3». Маршрут автобуса № 16 будет начинаться в гор. Металлургов и заканчиваться в пос. Старки, а автобус № 31 будет ходить от ул. Петрова через ул. Сабурова до ул. Берша. Сократить планируется маршрут № 15, который начинается от остановки «Металлобаза». Конечной остановкой автобуса станет «Собор Александра Невского».
В качестве перспективного маршрута участники круглого стола представили автобус № 7, который планируют направить в мкр. Александрово. Однако сделать это сейчас невозможно – на маршруте нет необходимых дорожных условий, отсутствуют остановки и разворотные площадки. По этим же причинам не получится пустить общественный транспорт в мкр. Орловское.
Будет ли новый транспорт?
Если маршруты движения транспорта изменятся не столь существенно, то самих перевозчиков ждут серьёзные нововведения уже со следующего года. Городские власти намерены сократить продолжительность действия новых контрактов с перевозчиками с пяти лет до одного года.
«Мы готовы и дальше предоставлять социальные маршруты, но сроки контрактов вызывают сильное беспокойство, – рассказывает председатель Совета директоров ИПОПАТ Дмитрий Пивош. – Мы закупаем автобусы только класса М3, так как они наиболее безопасные, комфортные и вмещают больше людей в час пик – до 108 пассажиров, что аналогично пяти маршруткам. Стоимость одного такого автобуса – около 10 млн руб. За один год он никак не окупится, поэтому договор должен быть на пять лет, а ещё лучше на семь-восемь. Банки не готовы предоставлять средства на обновление транспорта при сроке контракта в один год. В итоге транспорт обновлять мы не сможем. Не привлечёт это условие и новых перевозчиков на ижевские дороги».
Сложности с обновлением транспорта имеет и ИжГЭТ.
«Решить проблему без участия города и республики будет трудно, за счёт повышения тарифа новый транспорт не закупишь, – добавляет генеральный директор предприятия «ИжГорЭлектроТранс» Андрей Батов. – Стоимость одного трамвая оценивается примерно в 27 млн руб., троллейбуса – 12 млн руб. Сейчас 50 % транспорта в изношенном состоянии».
В конце встречи чиновники всё же заявили, что вопрос со сроками контрактов остаётся открытым. В предлагаемых изменениях видится больше минусов, чем плюсов. Город рискует остаться без нового транспорта. А старый – это постоянные поломки, невыходы на линию, нарушения графика движения и вопросы к безопасности пассажиров.
Кстати, участники круглого стола согласились с предложением транспортников повысить стоимость проезда до 25 руб. за наличный расчёт и до 21 руб. – за безналичный. Перевозчики заметили, что сейчас в Ижевске самые низкие в ПФО цены за проезд, которые не менялись уже четыре года.