В республике практически нет ни одного автовокзала, который бы соответствовал современным требованиям. Здания, построенные ещё в советское время, сегодня не ремонтируют и не благоустраивают.
«Как пожелает перевозчик»
В редакцию газеты «АиФ в Удмуртии» часто обращаются жители с нареканиями на работу автовокзалов в Ижевске. Людмила Абрамова часто по работе ездит в Пермь. Женщина признаётся, что от поездок и посещения центрального автовокзала редко остаются хорошие впечатления.
«Автовокзал очень старый. Как все было при СССР, так и осталось. При этом в здании не всегда чисто. Длинные очереди в кассы, особенно утром и вечером. В туалете – антисанитария и неприятные запахи. Очень надоедливые таксисты. Их на автовокзале даже больше, чем пассажиров, ждущих свои автобусы. В тамбуре из-за этого не протолкнуться. И самое интересное – на их услуги есть устойчивый спрос, так как количество рейсов автовокзала уменьшается, а вместо комфортных автобусов с кондиционером приезжают микроавтобусы, в которых даже окна не открываются», – рассказывает Людмила.
С недавних пор при покупке билета на официальном сайте «Автовокзалы Удмуртии» с пассажиров начали взимать сервисный сбор. К примеру – при оформлении билета из Ижевска в Пермь, который стоит 700 руб., сервисный сбор составит 84 руб., а при поездке до Сарапула – 28 руб. Корреспондент «АиФ в Удмуртии» выяснил, за что берут дополнительные деньги.
«Сервисный сбор – это плата, которую агрегатор берёт с клиента за онлайн-оформление заказа. Каждый агрегатор взимает свой сбор. Автовокзал к этому не имеет никакого отношения. Приобрести билет в нужном направлении будет дешевле непосредственно через кассу автовокзала. При этом покупка билета онлайн экономит время пассажиров. Каждый может выбрать удобный для себя вариант, – объясняет старший инженер по организации перевозок «Автовокзалов Удмуртии» Светлана Кудрина. – Что касается цен на билеты, то автовокзал работает с несколькими транспортными компаниями, при этом мы не регулируем образование цены. Как перевозчик пожелает – такая цена и будет. На каждом направлении работает по несколько перевозчиков, поэтому стоимость билетов, например, на автобус Ижевск-Пермь с выездом в 14 ч. может отличаться от аналогичного билета на 19 ч.»
Кроме того, по словам специалиста, из-за ситуации с антироссийскими санкциями с марта все перевозчики подняли цены на билеты на 2-7%. Это связано с подорожанием топлива, расходных материалов, ремонтных работ.
Убыточные
Ровно год назад на «Авито» появились объявления о продаже и сдаче в аренду девяти зданий автовокзалов и автостанций региона. А в мае этого года руководство «Автовокзалов Удмуртии» заявило о закрытии убыточных автостанций и кассовых пунктов. Основной причиной такого решения стало существенное снижение пассажиропотока и, как следствие, доходов предприятия.
Работу прекратили автостанции Грахово (ул. Береговая, 7), Нылги (ул. Ленина,129), остановочный пункт в с. Перевозном (ул. Пугачёва, 2а), кассовые пункты в с. Старые Зятцы (ул. Свободы, 5), Карсовай (ул. Мира, 16) и Сосновка (ул. Зеленина). Большинство из них напоминают заброшенную строительную бытовку.
В региональном Миндортрансе говорят, что автобусы по-прежнему будут прибывать и отправляться с территорий автостанций или кассовых пунктов. А со временем рядом со старыми зданиями должны появиться другие места остановки. Такое поручение главам районов дал руководитель региона Александр Бречалов. По его мнению, эти места посадки и высадки пассажиров должны располагаться рядом с помещениями, где можно укрыться от непогоды. Кроме того, власти рассматривают предложение от «РЖД» – совмещать автовокзалы и автостанции с железнодорожными вокзалами там, где есть такая возможность. Например, в Можге уже построили подобный объект.