С 6 июля ижевчан ждёт очередное повышение стоимости проезда в общественном транспорте. Теперь поездка обойдётся в 35 руб., при этом скидки (в один рубль) за оплату картой больше не будет. Вырастет и стоимость проездных билетов. Рассказываем, чем вызвано повышение тарифа и сколько за проезд платят в соседних регионах.
На зарплату и ремонт
Последнее повышение стоимости проезда было почти год назад – в августе 2023 г. Перевозчики рассказывают, что за это время резко увеличились эксплуатационные расходы – топливо, запчасти, энергоресурсы, смазочные материалы, шины и т. д. Стоимость некоторых запасных частей для общественного транспорта выросла до 50 %.
Сетуют компании и на дорогой ремонт сетей, трамвайных путей и других объектов инфраструктуры.
В ИПОПАТ добавляют, что сегодня средний возраст автобусов в Ижевске – 8 лет, на междугородних маршрутах – 12-17 лет при нормативном сроке эксплуатации 7 лет. Транспорт со сроком эксплуатации свыше 10 лет простаивает в ремонте до 75 дней, в то время как простой в ремонте автобусов возрастом до трёх лет – не более 11 дней.
Среди веских причин повышения тарифа – индексация заработной платы сотрудникам.
Так, по состоянию на июнь 2024 г. на предприятии «ИжГЭТ» не хватает 30 % водителей трамваев и троллейбусов, а также кондукторов.
«Неукомплектованность штата приводит к недовыпуску на линию до 13 % трамваев и троллейбусов в будние дни. Повышение тарифа на проезд позволит повысить зарплату и привлечь обучающихся на курсы подготовки водителей, а также принять в штат кондукторов», – говорят на предприятии.
В ИПОПАТ остро стоит вопрос с кадрами. На сегодня перевозчик планирует дополнительно набрать более 180 водителей и более 150 работников вспомогательных служб. Из их объявлений о вакансиях понятно, что готовы взять работников даже без опыта.
Другими словами, всё сводится к тому, что существующий тариф не компенсирует фактические расходы перевозчиков.
Как у соседей?
Даже после повышения тарифа стоимость проезда в общественном транспорте в Ижевске останется одной из самых низких в ПФО. Для сравнения, в Кировской области одна поездка в автобусе с недавнего времени стоит 40 руб. Кировчанам подняли стоимость проезда с июня сразу на 10 руб. При этом перевозчики просили сделать цену 65 руб., но в областном правительстве решили, что это необоснованно.
Жители Башкирии по безналичному расчёту платят 35 руб., наличными – 40 руб., в Казани – по карте 38 руб., наличными – 42, в Перми за поездку отдают 37 руб.
В Можге с 1 июня вынуждены платить 40 руб. за одну поездку, иначе перевозчик в городе работать не сможет.
«Повышение тарифа – вынужденная мера, поскольку на сегодня существенно выросла себестоимость поездки, а также снизился пассажиропоток на некоторых городских маршрутах. Предприятие не может работать в убыток. Администрации удалось договориться, что стоимость проездных всех категорий, в том числе и для льготников, останется прежней», – сообщил глава Можги Эрик Уразов.
На фоне соседей наши 35 руб. за поездку выглядят вполне приемлемо.
Комментарий
Директор Кировского автотранспортного предприятия Дмитрий Катынов:
«Любое повышение цен воспринимается в обществе болезненно. Чтобы стоимость поездки не вызывала такой негатив у жителей и не была как гром среди ясного неба, необходимо упорядочить этот процесс. А именно – разработать законодательный документ, который будет определять порядок индексации тарифа на проезд в общественном транспорте. Таким образом у нас работают все ресурсоснабжающие компании в стране».