Для многих горожан старшего поколения имя почётного гражданина Ижевска Владимира Беселева входит в «устойчивое равенство» с городским электрическим транспортом, с чёткой работой ижевских трамваев и троллейбусов. Но мало кто из ижевчан знает, что в юности Владимир Исаакович мечтал связать свою судьбу совсем с другой техникой — не пассажирской, а бронетанковой. В беседе с корреспондентом «АиФ в Удмуртии» гость редакции рассказал о своём жизненном пути.
Одни брюки на все случаи жизни
«Можно сказать, что трамвайщиком я стал по иронии судьбы в удивительной цепочке случайностей. В своих юношеских мечтах я видел себя офицером и поэтому после окончания 56-й московской школы решил поступать в Академию механизированных и бронетанковых войск».
Это решение созрело у Володи после того, как однажды незадолго до выпуска к ним в класс заглянул молоденький старший лейтенант. Это был писаный красавец с советских послевоенных плакатов. Он преподавал в академии и пришёл к старшеклассникам для агитации и профориентации.
«Тогда же в академиях училось много «недоучек» после фронта и войскам нужны были свежие мысли, люди с багажом знаний хотя бы на уровне десятилетки, — напомнил Беселев. — Сказать откровенно, меня сразила наповал удивительная форма этого лейтенанта. Мы-то были тогда голимой натуральной нищетой. К примеру, я всё время ходил в школу в «постоянной одежде» — одни брюки к лыжному джемперу на «молнии» на все случаи жизни…»
Отец Вовы пропал без вести в 1943 году, а семья фронтовика ютилась в бараке в столичном районе Фили.
«Наш барак стоял по соседству со знаменитой Кутузовской избой. Помните, как у Высоцкого, «на 38 комнаток всего одна уборная». У нас было 18 комнатушек, две кухни по краям дома, а остальные «удобства» на улице. Но к дворовому воспитанию я сумел добавить хорошее образование».
«Инвалид пятой группы»
Конкурс в бронетанковой академии был очень высоким. На одно место претендовали 11 желающих. Между тем, Володя сдал все экзамены на «хорошо» и «отлично», справедливо рассчитывая на поступление.
«Но когда в канцелярии стали называть фамилии поступивших абитуриентов, своего имени я не услышал, — разочарованно констатировал тогда молодой человек. — «А как же я?» — попытался выяснить, но меня грубо прервали: «Приём окончен!»
Позже Володя понял, что в военный вуз он не прошёл по «пятому пункту» в паспорте. В начале 50-х годов в стране поднималась новая волна гонений на «лиц еврейской национальности» и юный Беселев стал, как тогда говорили, «инвалидом пятой группы».
В военный вуз Владимир Беселев не прошёл по «пятому пункту» в паспорте.
Благо, что академия проводила приёмную кампанию немного раньше других вузов. Вова сдавал туда копии документов, а подлинник аттестата дожидался своего часа.
«Как-то раз с приятелем мы шли по нашему проверенному маршруту — от Можайки до Арбат и кинотеатра «Художественный». Там-то мы и встретили ещё одного дружка. «Мужики, я живу на Маяковке и видел, что на дверях автодорожного института висит объявление «продолжается приём».
Володя мигом среагировал, но на автомобильный факультет он уже опоздал. На секретный факультет «А» — по строительству аэродромов — ему было не попасть по тому же «пятому пункту». Тогда юноша подал заявление на факультет городского электрического транспорта и был принят без экзаменов, зато со стипендией.
«Пришёл я в институт к приятелю поддержать его перед экзаменационным испытанием и вдруг вижу классический сюжет из кинофильма — распахивается дверь аудитории, из неё выбегает красивая девушка с длинной косой, прыгает и кричит с улыбкой: «У меня пятёрка!» Мне она сразу понравилась и ближе к окончанию вуза Оля стала моей женой! Вот так всё удивительно сошлось!
Первый ижевский светофор
После окончания института молодожёнам по распределению предложили поехать в Горький, нынешний Нижний Новгород.
«Но нам с Ольгой Григорьевной важно было получить жильё. В Москве жить было негде. Все мы вышли из суровых тесных коммуналок, да и в Горьком нам предложили лишь комнату в бараке с печным отоплением. Зато в Ижевске для молодых специалистов были готовы предоставить даже не жилплощадь, а квартиру!», — рассмеялся Владимир Исаакович.
Молодожёны жили в кабинете директора гостиницы.
Смех его объяснялся тем, что на первых порах в столице Удмуртии вчерашним москвичам не нашлось места даже в Доме колхозника и несколько дней они прожили в… кабинете директора одной из гостиниц. Потому что в этом «отеле» свободные номера тоже отсутствовали.
Едва Беселевы устроились на работу в трамвайное управление, в Ижевске произошла трагедия. В октябре 1956 года на пересечении улиц Карла Маркса и Советской старый вагон «Ф» — «Фонарный» — врезался в другой трамвай, стоявший на остановке в попутном направлении.
«Пассажиры, висевшие на поручнях, случайно сорвали пневматический тормозной шланг, вагон устремился под горку, вагоновожатая растерялась, испугалась, и не смогла правильно применить ещё два способа торможения. Трамваи столкнулись, унеся жизни четырёх человек, — вздохнул Владимир Исаакович. — Главным уроком этого трагического происшествия стало твёрдое убеждение — вопросами безопасности движения нужно заниматься постоянно. В транспортной дисциплине выходных дней не бывает. Это касалось трамвайных путей, подвижного состава и обучения персонала».
Кстати сказать, вскоре на перекрёстке улиц Карла Маркса и Советской был поставлен первый ижевский светофор. И установлен он был специалистами трамвайного управления.
«Этот светофор управлялся из нашей тяговой подстанции. В ней крутился специальный барабан, переключавший сигнал светофора», — не без гордости сказал наш герой, подчеркнув, что с той поры нынче минуло юбилейные 60 лет.
Своевременная ставка на «чехов»
С конца 60-х годов по стальным магистралям трёх десятков советских городов побежали надёжные экономичные и вместительные трамваи «Татра Т-3».
«Ещё в то время, когда я учился в МАДИ и серьёзно изучал подвижной состав, то хорошо представлял себе, что такое чехословацкий трамвай. По своей технической сути эти «Татры» были последователями американского трамвая PCC с системой многоступенчатого пуска электрического реостата. На наших старых вагонах этих ступеней было недостаточно, в то время как за счёт увеличения их количества можно было добиваться плавного пуска, ускорения и торможения, — Владимир Исаакович экспертно разложил преимущества «чехов». — Немаловажен был и внешний вид. Мы прекрасно понимали, что трамваи из Чехословакии станут одним из украшений ижевских улиц и преобразят город».
Для того чтобы здравая идея получила поддержку властей, Беселев записался на приём к председателю горкома партии Михаилу Зыкову — мудрому руководителю, разделявшему большинство передовых инициатив.
Протяжённость трамвайных путей в Ижевске — 75,6 км.
«Для освоения новых трамваев нам были нужны квалифицированные инженеры, наставники молодёжи и обученные вагоновожатые. Привлечь людей зарплатой мы не могли. В сравнении с заводами зарплата в нашем управлении была в 2-3 раза ниже. Единственными «козырём» оставалось решение жилищного вопроса. И об этом я прямо заявил Михаилу Ефимовичу. «И что от нас требуется?» — спросил Зыков. — «Мы должны принять на работу несколько грамотных специалистов. Поэтому для них нужны квартиры», — ответил я. — «Хорошо, берите вагоны, принимайте спецов на работу, а город даст им квартиры», — поддержал наше предложение градоначальник».
Лично-коллективная награда
13 октября 2017 года Владимир Беселев принимал поздравление с 85-летием.
«В жизни мне повезло. Оборачиваясь на прожитое, мне есть что вспомнить и это очень приятно, — улыбается Владимир Исаакович. — Разных наград у меня много, но больше всего я горжусь высоким званием почётного гражданина Ижевска. Причём, это заслуга не только моя, а всего нашего коллектива. Мы работали сообща!»
Сказал и напел мотив из песни Пахмутовой и Добронравова, «как молоды мы были, как искренне любили и верили в себя». С этой любовью и верой Беселев продолжает жить сегодня. Именно они составляют молодость этого уважаемого человека, несмотря на солидные цифры в сочетании его жизненных лет.