Примерное время чтения: 11 минут
771

«Трамвай желающих везёт». Кто привёз в Ижевск чешскую «Татру Т-3»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. «Аргументы и Факты в Удмуртии» 18/10/2017
Трамваи по Ижевску курсируют с 1935 года.
Трамваи по Ижевску курсируют с 1935 года. / Emaus / Commons.wikimedia.org

Для многих горожан старшего поколения имя почётного гражданина Ижевска Владимира Беселева входит в «устойчивое равенство» с городским электрическим транспортом, с чёткой работой ижевских трамваев и троллейбусов. Но мало кто из ижевчан знает, что в юности Владимир Исаакович мечтал связать свою судьбу совсем с другой техникой — не пассажирской, а бронетанковой. В беседе с корреспондентом «АиФ в Удмуртии» гость редакции рассказал о своём жизненном пути.

Одни брюки на все случаи жизни

«Можно сказать, что трамвайщиком я стал по иронии судьбы в удивительной цепочке случайностей. В своих юношеских мечтах я видел себя офицером и поэтому после окончания 56-й московской школы решил поступать в Академию механизированных и бронетанковых войск».

Это решение созрело у Володи после того, как однажды незадолго до выпуска к ним в класс заглянул молоденький старший лейтенант. Это был писаный красавец с советских послевоенных плакатов. Он преподавал в академии и пришёл к старшеклассникам для агитации и профориентации.

«Тогда же в академиях училось много «недоучек» после фронта и войскам нужны были свежие мысли, люди с багажом знаний хотя бы на уровне десятилетки, — напомнил Беселев. Сказать откровенно, меня сразила наповал удивительная форма этого лейтенанта. Мы-то были тогда голимой натуральной нищетой. К примеру, я всё время ходил в школу в «постоянной одежде» одни брюки к лыжному джемперу на «молнии» на все случаи жизни…»

Отец Вовы пропал без вести в 1943 году, а семья фронтовика ютилась в бараке в столичном районе Фили.

«Наш барак стоял по соседству со знаменитой Кутузовской избой. Помните, как у Высоцкого, «на 38 комнаток всего одна уборная». У нас было 18 комнатушек, две кухни по краям дома, а остальные «удобства» на улице. Но к дворовому воспитанию я сумел добавить хорошее образование».

«Инвалид пятой группы»

Конкурс в бронетанковой академии был очень высоким. На одно место претендовали 11 желающих. Между тем, Володя сдал все экзамены на «хорошо» и «отлично», справедливо рассчитывая на поступление.

«Но когда в канцелярии стали называть фамилии поступивших абитуриентов, своего имени я не услышал, — разочарованно констатировал тогда молодой человек. «А как же я?» попытался выяснить, но меня грубо прервали: «Приём окончен!»

Позже Володя понял, что в военный вуз он не прошёл по «пятому пункту» в паспорте. В начале 50-х годов в стране поднималась новая волна гонений на «лиц еврейской национальности» и юный Беселев стал, как тогда говорили, «инвалидом пятой группы».

В военный вуз Владимир Беселев не прошёл по «пятому пункту» в паспорте.

Благо, что академия проводила приёмную кампанию немного раньше других вузов. Вова сдавал туда копии документов, а подлинник аттестата дожидался своего часа.

«Как-то раз с приятелем мы шли по нашему проверенному маршруту от Можайки до Арбат и кинотеатра «Художественный». Там-то мы и встретили ещё одного дружка. «Мужики, я живу на Маяковке и видел, что на дверях автодорожного института висит объявление «продолжается приём».

Супруги Беселевы в Москве.
Супруги Беселевы в Москве. Фото: Из личного архива/ Владимир Беселев

Володя мигом среагировал, но на автомобильный факультет он уже опоздал. На секретный факультет «А» по строительству аэродромов ему было не попасть по тому же «пятому пункту». Тогда юноша подал заявление на факультет городского электрического транспорта и был принят без экзаменов, зато со стипендией.

«Пришёл я в институт к приятелю поддержать его перед экзаменационным испытанием и вдруг вижу классический сюжет из кинофильма распахивается дверь аудитории, из неё выбегает красивая девушка с длинной косой, прыгает и кричит с улыбкой: «У меня пятёрка!» Мне она сразу понравилась и ближе к окончанию вуза Оля стала моей женой! Вот так всё удивительно сошлось!

Первый ижевский светофор

После окончания института молодожёнам по распределению предложили поехать в Горький, нынешний Нижний Новгород.

«Но нам с Ольгой Григорьевной важно было получить жильё. В Москве жить было негде. Все мы вышли из суровых тесных коммуналок, да и в Горьком нам предложили лишь комнату в бараке с печным отоплением. Зато в Ижевске для молодых специалистов были готовы предоставить даже не жилплощадь, а  квартиру!», рассмеялся Владимир Исаакович.

Молодожёны жили в кабинете директора гостиницы.

Смех его объяснялся тем, что на первых порах в столице Удмуртии вчерашним москвичам не нашлось места даже в Доме колхозника и несколько дней они прожили в… кабинете директора одной из гостиниц. Потому что в этом «отеле» свободные номера тоже отсутствовали.

Едва Беселевы устроились на работу в трамвайное управление, в Ижевске произошла трагедия. В октябре 1956 года на пересечении улиц Карла Маркса и Советской старый вагон «Ф» «Фонарный» врезался в  другой трамвай, стоявший на остановке в попутном направлении.

«Пассажиры, висевшие на поручнях, случайно сорвали пневматический тормозной шланг, вагон устремился под горку, вагоновожатая растерялась, испугалась, и не смогла правильно применить ещё два способа торможения. Трамваи столкнулись, унеся жизни четырёх человек, вздохнул Владимир Исаакович. Главным уроком этого трагического происшествия стало твёрдое убеждение вопросами безопасности движения нужно заниматься постоянно. В транспортной дисциплине выходных дней не бывает. Это касалось трамвайных путей, подвижного состава и обучения персонала».

Кстати сказать, вскоре на перекрёстке улиц Карла Маркса и Советской был поставлен первый ижевский светофор. И установлен он был специалистами  трамвайного управления.

«Этот светофор управлялся из нашей тяговой подстанции. В ней крутился специальный барабан, переключавший сигнал светофора», — не без гордости сказал наш герой, подчеркнув, что с той поры нынче минуло юбилейные 60 лет.

Своевременная ставка на «чехов»

С конца 60-х годов по стальным магистралям трёх десятков советских городов побежали надёжные экономичные и вместительные трамваи «Татра Т-3».

Сцепка из трёх вагонов.
Сцепка из трёх вагонов. Фото: Из личного архива/ Владимир Беселев

«Ещё в то время, когда я учился в МАДИ и серьёзно изучал подвижной состав, то хорошо представлял себе, что такое чехословацкий трамвай. По своей технической сути эти «Татры» были последователями американского трамвая PCC с системой многоступенчатого пуска электрического реостата. На наших старых вагонах этих ступеней было недостаточно, в то время как за счёт увеличения их количества можно было добиваться плавного пуска, ускорения и торможения, Владимир Исаакович экспертно разложил преимущества «чехов». Немаловажен был и внешний вид. Мы прекрасно понимали, что трамваи из Чехословакии станут одним из украшений ижевских улиц и преобразят город».

Для того чтобы здравая идея получила поддержку властей, Беселев записался на приём к председателю горкома партии Михаилу Зыкову мудрому руководителю, разделявшему большинство передовых инициатив.

Протяжённость трамвайных путей в Ижевске — 75,6 км.

«Для освоения новых трамваев нам были нужны квалифицированные инженеры, наставники молодёжи и обученные вагоновожатые. Привлечь людей зарплатой мы не могли. В сравнении с заводами зарплата в нашем управлении была в 2-3 раза ниже. Единственными «козырём» оставалось решение жилищного вопроса. И об этом я прямо заявил Михаилу Ефимовичу. «И что от нас требуется?» — спросил Зыков. «Мы должны принять на работу несколько грамотных специалистов. Поэтому для них нужны квартиры», ответил я. «Хорошо, берите вагоны, принимайте спецов на работу, а город даст им квартиры», — поддержал наше предложение градоначальник».

Лично-коллективная награда

13 октября 2017 года Владимир Беселев принимал поздравление с 85-летием.

«В жизни мне повезло. Оборачиваясь на прожитое, мне есть что вспомнить и это очень приятно, улыбается Владимир Исаакович. — Разных наград у меня много, но больше всего я горжусь высоким званием почётного гражданина Ижевска. Причём, это заслуга не только моя, а всего нашего коллектива. Мы работали сообща!»

Сказал и напел мотив из песни Пахмутовой и Добронравова, «как молоды мы были, как искренне любили и верили в себя». С этой любовью и верой Беселев продолжает жить сегодня. Именно они составляют молодость этого уважаемого человека, несмотря на солидные цифры в сочетании его жизненных лет.

Старый вагон, модернизированный ижевскими транспортниками в 2013 году.
Старый вагон, модернизированный ижевскими транспортниками в 2013 году. Фото: Commons.wikimedia.org/ Алексей Савин
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах