В последнее время появляется много сообщений о пропаже детей. На прошлой неделе в Удмуртии искали пропавших сестёр 10 и 11 лет, 14-летних подруг, 8-летнюю девочку и т.д. Всех их, к счастью, нашли. Несмотря на обилие сообщений, поисковики говорят, что заметного роста пропажи детей нет. При этом есть определённые периоды, когда такие случаи происходят чаще. Это выходные, праздничные дни, а также каникулы (которые, кстати, будут довольно скоро).
Тренировка памяти
Руководитель ПСО «Регион 18» Мария Видеман говорит, что дети не следят за временем, им всё интересно, любопытно, многое отвлекает. Поэтому они могут отклониться от привычного маршрута, уехать дальше, чем нужно, или загуляться. В итоге родители не могут их найти, на звонки дети не отвечают. Бывает, что телефона у ребёнка при себе и вовсе нет.
«Родители не всегда контролируют наличие телефона у ребёнка. Случается, что на устройстве садится батарейка, дети отключают звук во время уроков и забывают включить, – говорит Мария Видеман. – Лучше, когда телефон у ребёнка при себе. Но надо понимать, что это не всегда будет гарантией того, что его удастся быстро найти. Поэтому нужно принимать дополнительные меры. И они довольно простые».
Важно, чтобы ребёнок наизусть помнил номера телефонов родителей. Дневник, тетрадь или записная книжка не всегда под рукой. А если телефон разрядился, то номера родных могут оказаться недоступными. Тренировать детей можно лет с пяти. Далее важно научить ребёнка, что делать, если он потерялся. Многие родители учат обращаться к взрослым на улице. Но это делать ни в коем случае нельзя, считают поисковики.
«Даже если взрослый и правда безопасный, он может не знать, что делать. Например, недавно был случай, когда девочка вышла из дома с собакой и потерялась, телефон родителей не помнила. Она обратилась к пожилой женщине, которая отвела её к себе домой и никуда не позвонила. Не знаю, сколько бы мы искали девочку, если бы собака не захотела выйти на улицу. И по чистой случайности девочку и пенсионерку (будучи ответственным человеком, она одну вечером её не отпустила) увидел наш экипаж», – рассказала Мария Видеман.
К кому же тогда обращаться ребёнку? Можно зайти в магазин, банк, другую организацию, подойти к сотруднику и попросить о помощи. Да, дети стесняются, поэтому такие ситуации стоит заранее потренировать в игровой форме, чтобы это поведение стало для ребёнка привычным.
Чтобы быть спокойным, можно установить на телефон приложения, которые показывают местоположение ребёнка. Это удобно, но не работает, если телефон разрядился или потерялся.
Игра вместо нотаций
Мария Видеман говорит, что вся отработка мер безопасности должна происходить в игровой форме. Игра помогает ребёнку в интересной форме сформировать ответственное отношение к собственной безопасности. А вот назидательные беседы и запугивание не работают.
Организатор творческой студии Иван Алексеев работает с детьми и подростками, проводит уроки безопасности. Он говорит, что принципиально важно с раннего возраста выстраивать с ребёнком доверительные отношения. Обязательно проговаривать правила, которые работают между ним и родителями.
«Важно делиться своей позицией, говорить, что вы будете беспокоиться, если ребёнок не напишет и не позвонит. Взрослым рекомендую быть открытым в общении с детьми, выслушивать их истории и секреты, не забывать делиться своим мнением, – говорит Иван Алексеев. – Стоит ненавязчиво периодически напоминать о правилах безопасности. В большинстве случаев при «чтении нотаций» дети закрываются и просто поддерживают слова родителя, но не воспринимают их всерьёз. Если на ребёнка кричать, то секретов от взрослых станет больше, как и тайных поступков. Чтобы ребёнок не терялся во времени, с раннего возраста детей важно учить следить за временем и напоминать, что световой день весной становится больше».