Детские сады, дворы и спортивные площадки – не место для старых покрышек. К такому выводу пришли депутаты городской думы почти год назад и запретили использовать в благоустройстве поделки из шин.
С июня 2022 г. нарушителей начнут наказывать рублём. Куда сдать «резиновое» творчество и кто за это заплатит?
Что вреднее?
Советы домов провели свой мониторинг и выяснили, что в большинстве случаев жители и управляющие компании действительно убрали покрышки с придомовых территорий. Правда, осталось в этой истории большое «но». Покрашенные и вытащенные из земли покрышки теперь лежат рядом с контейнерными площадками, валяются на придомовых территориях и вдоль дорог. Всё потому, что сдать их в утилизацию можно только за деньги.
«В последние дни много сообщений получаю от председателей Советов домов по поводу утилизации шин, которые используются в качестве элементов благоустройства в дворовых территориях, – рассказывает председатель Объединения советов домов УР Александр Евсеев. – Использованные автомобильные покрышки относятся к третьему-четвёртому классу опасности. Они наносят вред экологии. При нагревании покрышек вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду. Использованные шины нельзя складировать на контейнерные площадки вместе с бытовыми отходами. Для их утилизации нужно заключать договор со специализированной организацией, у которой есть лицензия на такую деятельность. Жилищные активисты возмущены тем, что теперь приходится за свой счёт утилизировать элементы благоустройства, которые с таким трудом и любовью были созданы самими жильцами».
Среди объектов ЖЭК-арта некогда можно было увидеть лебедей, искусно вырезанных из покрышек, клумбы, ограждения и даже спортивные снаряды. Вреда от них гораздо меньше, чем от шин припаркованных рядом автомобилей, уверены активисты.
Сотка за покрышку
За нарушение запрета на использование старых шин с 1 июня начнут штрафовать. Жители многоквартирных домов за резиновые клумбы могут получить штраф от 1000 до 2000 руб., а управляющая компания, которая допустила их размещение или вовремя не убрала, – от 100 тыс. до 250 тыс. руб.
При этом централизованного сбора шин в Ижевске не существует, но альтернатива есть.
«Если бы приём автошин был выгодным, то их, как ПЭТ, макулатуру, алюминий, принимали все и везде. Но реальность пока другая. И мы предлагаем вариант цивилизованного обращения с этим видом отходов, – поясняет руководитель сети пунктов приёма вторсырья Регоператора Анна Котельникова. – Резину можно сдать на утилизацию в пункт приёма «Экопост» (находится в Ижевске по адресу: ул. Короткая, 31а), получив при этом чек об оплате и стопроцентную гарантию, что шины поедут на переработку. Покрышки принимают любые – шипованные, окрашенные, грязные, порванные, от велосипедов, легковых и грузовых машин. Стоимость утилизации одного колеса – 100 руб. Радиус значения не имеет. Собранное вторсырьё уезжает в компанию «Удмуртвторресурс». Далее покрышки распределяют по российским переработчикам автошин. Там из них производят покрытие для детских и спортивных площадок, крошку используют в дорожном строительстве и при изготовлении кровли».
Пока такие «Экопосты» есть только в Ижевске и Вавоже. Жители других городов республики могут узнать об утилизации автошин напрямую в компании «Удмуртвторресурс» (тел.: 8 (3412) 23-00-90).
Эксперты в области ЖКХ считают, что необходимо объявить месячник льготной утилизации шин и принимать их, например, в том же «Экопосте» бесплатно.
«Думаю, это было бы справедливо по отношению к неравнодушным горожанам, которые годами создавали уют вокруг себя. Такие предложения в ближайшее время направлю в адрес республиканского Минприроды и администрацию города Ижевска», – заявил Александр Евсеев.