Примерное время чтения: 6 минут
500

В первый класс. Как подготовить ребёнка к школе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. «Аргументы и Факты в Удмуртии» 24/08/2016
Алексей Витвицкий / АиФ

Каждый родитель, отдавая своё чадо в школу, задаётся вопросом, как сделать его жизнь в новой среде максимально комфортной. Что главное в подготовке? Как понять готов ли ребёнок к школе? На эти и другие  вопросы отвечает  учитель начальных классов Светлана Мулахметова.

В. Петрова, Воткинск: «Что главное в подготовке ребёнка к школе»?

Светлана Мулахметова, учитель начальных классов: «Самое главное - накануне поступления в школу ребёнок должен быть здоров и полон сил.  Школьную нагрузку - когда появляются новые среда, требования, режим, коллектив, деятельность - ослабленные дети не выдерживают. Частые заболевания выбивают ребёнка из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы.

Родители должны постараться, чтобы в школу ребёнок пришёл с чистой речью: она - основа, на которой строится учебный процесс! Дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма. Проблема почти 60 % первоклассников - это недостаточная сформированность устной речи: бедный словарный запас, трудности выделения звука в слове, неумение составить рассказ по серии картинок и вести диалог. Детям трудно дать полный развёрнутый ответ, потому что нет навыка рассказывать.

Особое внимание стоит обратить на ориентировку в пространстве: насколько ребёнок освоил понятия «левее», «правее», «между», «сверху», «снизу», «выше», «ниже», «ближе», «дальше» и т. д.».

П. Ковалёва, Ижевск: «Мой сын нынче пойдёт в первый класс. Как оказалось, многие его друзья уже умеют писать, а мой – нет. Не будет ли он уже в первом классе среди худших»?

- Не надо учить детей писать до школы, но готовить руку к письму надо обязательно. Надо начинать с раскрасок, постепенно заменив их обведением по трафарету и штриховкой. Лучше покупать такие прописи, в которых предлагается писать не буквы, а элементы букв, обводить контур плавными линиями, штриховать параллельными. Так ребёнок научится видеть границы строки, чувствовать её ширину. Вашему малышу придётся потрудиться…

Не пугайте детей школой!

Л. Краснова, Сарапул: «Надо ли учить детей читать ли до школы»?

- Раннее овладение чтением прекрасно развивает мышление, внимание, память и логику. Ребёнок, научившийся рано читать, имеет более развитую речь, чем его не читающий сверстник. Но нельзя учить читать без желания ребёнка! Занятия через силу или под угрозой могут привести к нежеланию учиться вообще! И, наоборот, если вы постоянно читаете - сами и своим детям, то у них естественно возникнет желание научиться читать.

Если же ребёнок до школы не научился читать, трагедии нет - ведь первое полугодие мы работаем с азбукой, учим звуки и буквы, складываем из них слоги. Случается, что не читающие дети очень быстро догоняют и даже перегоняют по скорости чтения своих читающих одноклассников. Хуже, когда родители учат читать неправильно: ребёнок читает побуквенно, смешивает звуки и буквы. В этом случае приходится переучивать, а это намного сложнее, чем просто учить читать.

О. Теплов, Сарапул: «Надо ли заставлять ребёнка быть «хорошим»?

- Главное, что требуется от родителей первоклассника с началом школьной жизни - поддерживать его в сложные моменты, любить и принимать его таким, какой он есть. Родительское «Ты должен быть лучшим!» тяжким грузом ложится  на детские плечи. Вся энергия уходит на то, чтобы снять тревогу: «Я должен быть хорошим, вдруг мама/папа меня осудит?!» 

Бесконечная тревога мешает ребёнку развиваться, даже если уровень его интеллектуального развития выше среднего. Тревожные дети боятся показать свои знания. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих лишает ребёнка права на ошибку. Я убеждаю детей, что ошибаться - это не страшно и говорю им «спасибо» за ошибку, ведь именно на ошибках мы и учимся. Дорогие родители, дайте детям право на ошибку, не предъявляйте жёстких требований! Не пугайте детей школой!

Л. Понамарёва, Глазов: «В нашей семье растут близнецы. Через год им надо будет идти в школу. Но по ряду причин наши дети – не детсадовские. Насколько важно в 7 годам приобрести опыт общения в коллективе»?

- Умение жить в коллективе - очень важное условие подготовленности к школе. Часто родители гордятся тем, что их ребенок интеллектуально обгоняет сверстников, фактически до школы малыш осваивает программу 1 класса. На мой взгляд, гораздо важнее, чтобы первоклассник умел общаться, разрешать конфликтные ситуации, которые в школьной жизни происходят часто. Если у ребёнка не сформировано умение играть с другими, находить общий язык, он не становится успешным в учёбе и даже начинает отставать от сверстников.

Развитие личности происходит только из точки покоя! Только когда ребёнок эмоционально спокоен за свои взаимоотношения с родителями и у него есть уверенность, что он принят ими, любим безусловно, он уравновешен, уверен в себе, принят в детском коллективе - ему не надо никому ничего доказывать и тревожиться, он может двигаться вперёд интеллектуально.

В. Горохова, Ижевск: «Как определяется, готов ли ребёнок к обучению в школе»?

- Научиться выполнять школьные требования - нередко проблема для первоклассников. Понимание слова «надо» - это показатель готовности. Ответственность, самостоятельность, готовность к выполнению школьных требований формируется родителями до школы при выполнении домашних обязанностей. Готовность к школе заключается и в умении контролировать своё поведение и принимать установленные правила. Если родители говорят: «Школа научит» - значит, они снимают с себя ответственность за происходящее. А ведь характер и привычки ребёнка уже сформированы к 7 годам. Педагоги могут только  корректировать процесс становления личности вместе с родителями.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах