Примерное время чтения: 7 минут
424

Растить билингвов. В Удмуртии заработал новый проект

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «Аргументы и факты в Удмуртии» 20/04/2016
Любовь Сергеева / АиФ

Откуда идея?

Татьяна Волкова, руководитель проекта Удмуртского центра билингвизма «Билингва»: Идея создания такого центра возникла ещё в то время, когда я работала в Глазовском педагогическом институте. Тогда была мысль создать сообщество учителей, воспитателей, чтобы они могли обмениваться педагогическими находками и сообща решали проблемы обучения удмуртскому языку, но эта идея так и осталась идеей. Позже пришло понимание, что нужно создать ресурс, объединяющий не только педагогов, но и родителей. Ведь в изучении языка первостепенную роль играют родители: язык, прежде всего, сохраняется в семье. Когда ребёнок слышит, как говорят мама и папа, у него на подсознательном уровне откладываются слова, фразы, выражения, а когда родители говорят с ребёнком, он учится применять их в речи. Параллельно со мной, видимо, о создании подобной площадки думали и другие люди.

Любовь Сергеева, «АиФ-Удмуртия»: А как же обязательные или факультативные уроки удмуртского языка в школе?

- Уроки удмуртского языка в детском саду, школе необходимы. Но если в семье нет культуры общения на удмуртском, то какие бы усилия ни прикладывали воспитатели и учителя, ребёнок не сможет освоить язык настолько, чтобы уметь на нём общаться. Когда язык изучают только на отдельных занятиях, он не переходит в систему нужности - наоборот, у ребёнка зачастую происходит его отторжение и неприятие. Но, конечно, есть примеры, когда ученику везёт с учителем. Если это любящий свою работу и детей человек, если у него есть авторитет, если он умеет слушать подопечных и знает, как завлечь их в процесс обучения, то ребёнок будет учить язык потому, что ему нравится учитель.

В идее создания центра мы отталкивалась от мысли, что нужно создать такое сообщество, которое помогло бы родителям понять ценность родного языка, положительные стороны билингвизма. Важно, чтобы родители понимали, что за сохранение языка и народа в целом несут ответственность и они, а не только государство. Всё начинается с семьи, ведь недаром говорят: «Можете не воспитывать детей, потому что дети будут похожими на вас». Если родители общаются друг с другом на родном языке, если они не стесняются, а гордятся тем, что они удмурты, это всё впитывается ребёнком.

Семинары для детей и родителей 

- В 2015 году, благодаря министерству национальной политики УР, открылся наш центр. Сначала появился сайт «Билингва». Над его наполнением работали идейный вдохновитель центра Наталья Владимировна Кондратьева и её команда, в которую входила и я. Сайт - это настоящая онлайн-библиотека по билингвизму, некий справочник для родителей и педагогов, в котором они могут найти материалы от научных статей именитых педагогов, логопедов, учёных до развивающих заданий и литературы для детей: кроссвордов, раскрасок, сказок на удмуртском языке. В любой момент родитель может зайти на сайт, скачать упражнение и позаниматься с ребёнком.

Но в какой-то момент мы поняли, что одного сайта мало, необходимо вживую работать с родителями и детьми. Это даёт нам, организаторам, возможность видеть заинтересованность, проблемы, получить отклик, разработать новую идею, а родителям - с глазу на глаз пообщаться со специалистами, задать интересующий вопрос и, конечно, принимать участие в работе интерактивной площадки. Для детей же это ещё одна площадка, где они могут слышать удмуртский язык и говорить на нём.

- Сколько семинаров уже проведено и меняется ли их формат?

- Всего с января 2016 года проведено три семинара. Мы пытаемся работать в разных форматах для того, чтобы заинтересовать родителей и детей. Первый семинар был установочным: мы хотели понять, нужны ли такие семинары, чего не хватает родителям детей-билингвов, и как нам работать дальше. Он прошёл в формате просветительских лекций для родителей: специалисты по билингвизму, логопеды, психологи рассказывали о билингвизме, его плюсах и методах работы с детьми-билингвами. Для детей параллельно работала интерактивная площадка, где они знакомились с удмуртскими народными играми, песнями, создавали поделки своими руками. На втором семинаре мы решили объединить две площадки, где родители уже вместе с детьми принимали участие в работе игровой площадки. Кроме того, логопед, психолог и специалист по билингвизму могли индивидуально проконсультировать желающих. Идея третьего семинара заключается в создании интерактивных площадок отдельно для дошкольников и для младшей группы школьников, где родители с детьми общались бы через игру на удмуртском языке. Здесь взрослые не только бы играли вместе с детьми, но и знакомились с методикой игр, чтобы в дальнейшем использовать их в семье.

Работать нужно не через сайт, а вживую. Чтобы видеть заинтересованность, проблемы, получить отклик, черпать новые идеи.
Работать нужно не через сайт, а вживую. Чтобы видеть заинтересованность, проблемы, получить отклик, черпать новые идеи. Фото: АиФ/ Любовь Сергеева

- Много семей принимают участие в проекте?

- Много семей пришло на первый семинар с его лекциями и консультациями. Родителям было интересно, что представляет собой Центр билингвизма. На второй семинар пришло хоть и меньшее количество, но уже тех, кому важно, чтобы ребёнок знал родной язык. Приходят даже те родители, которые не знают языка, но заинтересованы в том, чтобы их дети учили удмуртский язык.

Кто педагоги?

- У нас нет как такого штата сотрудников. Мы работаем в паре вместе с Натальей Кондратьевой. Ищем интересные материалы, советуемся, что публиковать на сайте, как провести семинар, мы основные генераторы идей. Честно говоря, в Удмуртии очень мало специалистов, занимающихся билингвизмом. Наши основные помощники - это преподаватели и воспитатели гимназии им. К. Герда. А вот логопедов, занимающихся детьми, говорящих на удмуртском языке, как оказалось, у нас вообще нет! Сейчас мы буквально пестуем Татьяну Кудрявцеву: она совместно с Анютой Калашниковой уже начала работу над темой развития речи детей-билингвов. Есть хорошие специалисты по билингвизму в Удмуртском государственном университете, Институте развития образования. Их немного, и мы за них крепко держимся.

- Какими эмоциями делятся с вами родители? Как реагирует центр на их  просьбы и требования?

- Мы провели анкетирование после первого семинара и поняли, что подобные семинары действительно нужны, родители были приятно удивлены, остались довольны семинаром. На втором семинаре вместо анкетирования мы провели рефлексию, и родители нам сказали, что лучше проводить игры - через них информация детьми воспринимается гораздо лучше. На последнем анкетировании мы планируем спросить родителей, каких материалов недостаточно на сайте, и какая информация им нужна к следующему семинару? Кстати, на него мы хотим пригласить семьи, в которых родители активно пользуются родным языком, прививают его с раннего возраста детям – те семьи, где сохраняется и развивается культура народа. Это будут удмуртские семьи и других национальностей, в которых, несмотря на отсутствие активной языковой среды, живёт родной язык. Семинар мы планируем провести в формате диалог-дайжеста.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах