Примерное время чтения: 8 минут
230

Другие берега. Каково студентам учиться за границей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «Аргументы и Факты в Удмуртии» 27/04/2016
Надежда Лужина / АиФ

Что хотелось найти

В данный момент я являюсь PhD candidatе (аспирант) Национального университета Сингапура (NUS) и недавно была принята на должность visiting researcher Автономного Университета Барселоны - что-то вроде приглашенного исследователя. Такие должности нужны, если территориально исследование проводится в двух удалённых друг от друга местах. В моём случае это нужно, чтобы собрать источниковую, фактическую базу исследования, произвести этнографическое наблюдение.

Высшее образования я получила в УдГУ по специальности «международные отношения», и, стоит заметить, у нас сильная школа, однако моё обучение привело меня к абсолютному разочарованию в этой дисциплине. Перелом наступил, когда я проходила обучение по обмену в Гранаде - именно там восторжествовало желание всегда и во всем доходить до правды, добиваться справедливости. Желание, которое не может быть реализовано в формате международных отношений, где любую позицию можно доказать: всё зависит от партий, парадигмы, даже от ораторских способностей, от умения использовать факты в своих целях.

Дина успевает реализовать себя во всем: в преподавании, науке, личных увлечениях. Дина успевает реализовать себя во всем: в преподавании, науке, личных увлечениях. Дина успевает реализовать себя во всем: в преподавании, науке, личных увлечениях. Дина успевает реализовать себя во всем: в преподавании, науке, личных увлечениях.
Дина успевает реализовать себя во всем: в преподавании, науке, личных увлечениях. Дина успевает реализовать себя во всем: в преподавании, науке, личных увлечениях. Дина успевает реализовать себя во всем: в преподавании, науке, личных увлечениях. Дина успевает реализовать себя во всем: в преподавании, науке, личных увлечениях. Фото: Из личного архива

В свою очередь, более научный, более аналитический подход может быть реализован посредством политической географии. Она исследует, как создаётся пространство конфликта, какие внутри него существуют потоки, какие есть объективные причины и пути разрешения конфликта. Политическая география не ищет выгоды, она старается всё точно и чётко проанализировать, она более беспристрастна. Магистратуру по этому направлению я и выбрала. На сей раз за рубежом, в Лондоне - Kings college. Именно там я осознала, что геополитика и политическая география - моё призвание. В Лондоне я работала под руководством очень известного исследователя ближневосточных границ Ричарда Скофилда, который довольно сильно повлиял на мои научные интересы, помог мне поверить в себя и написал очень хорошую рекомендацию. Можно сказать, что он вдохновил меня на продолжение исследований уже на уровне PhD. И сейчас я в Сингапуре занимаюсь теми же вопросами территории.

Как попасть за рубеж?

Поступление за рубеж реально на 100%! Помогает, конечно же, знание языка. Дальше путь зависит от ресурсов: если ты богат и если ты не обладаешь значительными финансами, но умён и увлечён наукой. В первом случае ты можешь смело поступать куда захочешь и не париться о спонсорах, главное - выучить язык и предмет на уровне. Если же ты умный, но без денег, то, во-первых, нужно очень хорошо знать язык, во-вторых, нужно превосходно знать, чем ты занимаешься, чтобы объяснить конкретную выгоду, которую получит университет от твоего исследования, и доказать, почему оно должно быть реализовано. Кроме того, многие университеты предлагают уже конкретные темы исследований, в которых они заинтересованы. Тебе нужно быть очень коммуникабельным человеком, уметь супербыстро находить контакты, отправлять по 30 e-mail каждый день разным людям, уметь себя зарекомендовать. Самое основное - находить контакты, без них вообще ничего не получается.

Где находить контакты?

Например, я хочу поехать в Испанию для исследования, читаю статьи исследователей, которые там работают, и узнаю, что есть человек со схожими научными интересами, буквально по стопам которого я хочу проложить свой маршрут. Я пишу ему, что аспирантка и занимаюсь такой-то темой и хочу сотрудничать, написать статьи в соавторстве. А ещё нужно сказать, как перспективно сотрудничество наших научных школ. Кстати, я говорю, что я ученица Джеймса Сидауэя, и это помогает. Вообще важно поддерживать академические контакты - не могу представить себе исследователя, который бы варился в своей каше и ни с кем не общался. Весь смысл производства знания - в обмене знанием. Берёшь чьи-то идеи, перерабатываешь, ты ссылаешься, на тебя ссылаются - тебе от этого идёт какой-то бонус.

В чём отличие учёбы?

У учёбы в России, за рубежом вообще и в Сингапуре в частности есть свои существенные отличия и особенности. В Сингапуре на университеты и образование выделяются огромные средства. Учиться здесь безумно комфортно: у каждого аспиранта свой стол в офисе, под боком мощнейшая библиотека, автобусы ходят по территории университета. Всё работает круглосуточно! Администрация сделала многое, чтобы у студентов не было помех в учёбе. Допустим ты «сова» - так занимайся по ночам, когда тебе удобно. Азиатские студенты настолько трудолюбивы, что во время сессии ночуют прямо в библиотеке. Но самое главное отличие (и это даже от Лондона) - дух, атмосфера прогресса. Люди здесь верят в науку и результат.

Во время общения ты видишь, как у них горят глаза: они верят в свои исследования, это безумно мотивирует. Высокотехнологичные старт-апы оплачиваются на 75%, бизнес можно зарегистрировать за два часа. Даже названия улиц и зданий соответствующие и вдохновляющие: одно здание называется Криэйт-билдинг, рядом с ним Криэйт-драйв, высокотехнологичный Фьюжинаполис, кругом надписи «Твори!», «Будь любопытным!» Я веду тут занятия у студентов, и они очень заинтересованы. Хотя после пары возникает ситуация что вопросов нет, никто ничего не спрашивает - прямо как у нас. Но когда дома я захожу на почту, то вижу там 60 писем с вопросами от студентов… Сингапурцы стеснительные, но любознательные - им действительно интересно, что ты говоришь.

Куда ведёт исследование?

Тема моей диссертации: «География насилия на испано-марокканской границе». Объект исследования - самая южная граница Евросоюза, где сталкиваются цивилизации. Через эту территорию сейчас идёт поток эмигрантов. И на этом пространстве удаётся обнаружить черты тоталитаризма, поэтому в своём анализе я использую труды Ханны Арендт, а также французского марксиста Анри Лефевра - вслед за ним пространство я понимаю как социальный конструкт.

В результате получается довольно философский подход к производству пространства. Европейский союз, известный своей толерантностью, на данной территории используя некий идеальный тип мигранта, ведёт себя как тоталитарное государство: строятся специальные сортировочные лагеря беженцев, центры временного пребывания эмигрантов, где люди содержатся много лет. И эти зоны носят характеристики лагерей смерти, по определению Ханны Аренд: унифицирована трудовая активность, происходит стирание пространства между людьми, приветствуется подавление многообразия и любой спонтанности.

Любая граница носит характеристики конфликта и приспособления. Любая граница - это столкновение двух больших групп людей. Но в нормальном состоянии границы не только стены, но и двери. Моя главная гипотеза, что на границе Испании и Марокко произошёл какой-то сбой, и пространство границы носит жестокие, насильственные характеристики - конфликт превалирует. Насилие существует между государствами, на уровне лагерей беженцев, а также на уровне личности, потому что происходит явная и тотальная стигматизация. И я пытаюсь ответить на вопрос: как и почему это произошло, соответственно разобраться, как эту проблему можно было бы решить?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах