Ижевск, 17 мая - АиФ-Удмуртия. Коллегия Счётной палаты РФ рассмотрела результаты проверки реализации долговой политики Удмуртии за 2013–2015 гг. и сообщила, что за указанные 3 года госдолг республики увеличился почти в 2,4 раза. По данным Счётной палаты, в 2013 году госдолг составлял 17,4 млрд рублей, а к 2016 году вырос до 41,9 млрд рублей.
«Такая динамика в первую очередь обусловлена ростом дефицита бюджета. Особенно значительно дефицит увеличился в 2013 году - на 13,9%, и составил 7,8 млрд рублей, и в 2014 году - на 43,2%, и составил 11 млрд рублей. Это связано с сокращением поступлений от налога на прибыль организаций в условиях увеличения расходов бюджета Удмуртской Республики В 2015 году дефицит бюджета Удмуртии составил 5,3 млрд рублей. Это в 2,1 раза ниже, чем в 2014 году», - говорится в сообщении пресс-службы Счётной палаты.
«Сложившийся объём государственного долга - следствие использования инструмента государственных заимствований как источника финансирования дефицита бюджета Удмуртской Республики. Это было обусловлено необходимостью выполнения возросших бюджетных обязательств по расходам», - считает аудитор Счётной палаты РФ Татьяна Мануйлова.
В 2013-2015 годах долговая нагрузка на республиканский бюджет Удмуртии значительно выросла. Коэффициент долговой нагрузки бюджета республики (без учета долговых обязательств по предоставленным гарантиям) увеличился в 1,3 раза - с 77,9% в 2013 году до 98,5% в 2015 году.
Государственный долг по кредитам, привлекаемым у кредитных организаций, по состоянию на 1 января 2013 году вырос с 28,7% от общего объема государственного долга УР до 52,6% на 1 января 2016 году. А доля долга по бюджетным кредитам в общем объёме госдолга возросла с 25,8% (на 1 января 2013) до 31% (на 1 января 2016).
Счётная палата отметила увеличение расходов на обслуживание государственного долга в регионе. Так, в 2014 году они выросли на 369,1 млн руб. или 20,2 %, а в 2015 году – на 709,8 млн рублей или 32,4%. При этом наибольшую долю в расходах на обслуживание государственного долга УР занимают выплаты процентного дохода по кредитам от кредитных организаций (в 2013 году – 54,7%, в 2014 году – 60,4%, в 2015 году – 77,3%).
Сообщается, что выявлен ряд нарушений норм Бюджетного кодекса.
Так, по итогам исполнения бюджета 2013 года Удмуртия превысила предельно допустимый объём заимствований региона в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета и погашения долговых обязательств на 3,9 млрд рублей. По итогам 2013 года отношение объема заимствований Удмуртской Республики составило 118,9% к сумме, направляемой на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств УР (установленная норма - 100%).
Также выявлено превышение в 2014 году установленного законом о республиканском бюджете показателя дефицита бюджета.
На 1 января 2015 года отношение долговых обязательств Удмуртской Республики по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к сумме доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений составило 65,5%. Однако по по соглашениям о предоставлении бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета УР этот показатель не должен был превысить 59,7 %. В связи с нарушениями бюджетные кредиты на сумму 7 млрд рублей были возвращены в федеральный бюджет в июле-августе 2015 года.
Кроме того, выявлено, что Правительство УР для обеспечения социальных расходных обязательств допускало в 2014 году использование средств Инвестиционного фонда РФ (на 1 января 2014 г. – 2,5 млрд рублей). Это делалось с последующим их возвратом, в том числе за счёт привлечения коммерческих кредитов. Однако эти средства были выделенны в 2011 году Министерством регионального развития РФ в форме субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности региона и могли быть направлены только на реализацию регионального инвестиционного проекта.
Коллегия приняла решение направить информационные письма в Министерство финансов РФ, главе Удмуртской Республики Александру Соловьёву. Отчёт о проверке также будет направлен в палаты Федерального Собрания.