125

Недоступная еда. Как снизить цены на продукты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ в Удмуртии 28/07/2021
Многим пенсионерам некоторые продукты уже давно не по карману.
Многим пенсионерам некоторые продукты уже давно не по карману. / Валерий Христофоров / АиФ

В Удмуртии принимают заявки на участие в Национальном конкурсе региональных брендов «Вкусы России».

В него могут включиться малые предприятия, работающие на рынке продуктов питания. По ожиданиям, республика будет представлять более десяти продуктовых брендов. Среди них цельнозерновое овсяное печенье, конфеты, пельмени с топлёным маслом, копчёная стерлядь, пастила-пластинка, козий сыр, овощные чипсы, крем-мёд, перепечи. Насколько доступны эти продукты жителям республики?

Золотая морковь

«Мне многие продукты давно не по карману, – говорит пенсионерка из Можги Татьяна Вечтомова. – Я работала медсестрой. Зарплата не самая высокая, соответственно, и пенсия невелика. После оплаты коммунальных услуг на все расходы остаётся чуть больше шести тысяч рублей. Мясо,  шоколад, вино исключила из своих покупок давно. Не голодаю, конечно, стараюсь питаться разнообразно, с пользой для здоровья. Покупаю и сыр, и масло сливочное, и мясо кур – всего понемногу, чаще всего – по акциям в торговых сетях. Жизненный опыт помогает готовить полезную еду из недорогих продуктов. Однако, на мой взгляд, в ценообразовании есть перекос. По моим наблюдениям, дешёвые продукты почему-то в цене меняются быстрее, чем дорогие, элитные. Вот от мойвы пришлось отказаться. Чиновники объясняют, что рыба дорожает из-за дальних перевозок. А почему морковь стала стоить так дорого?»

Цена на морковь – об этом говорили на прямом эфире с Владимиром Путиным – вновь подросла. Удмуртстат сообщает, что с 13 по 19 июля цена на этот овощ выросла почти на шесть рублей.

На прошлой неделе для реализации мер по снижению цен и контроля за рынком продуктов в Госдуме создали рабочую группу. В первую очередь промониторили цены на борщевой набор. Для удешевления овощей депутаты решили разрешить фермерам продавать напрямую потребителям выращенное на своих землях. Как это скажется на ценниках?

«Сейчас фермеры не могут реализовывать свою продукцию на своих участках, так как данная земля имеет сельскохозяйственное назначение. После того как законопроект примут, назначение земли не изменится, но фермерским хозяйствам и потребительским кооперативам разрешат строить нестационарные объекты – киоски или навесы – с возможностью присоединить место продажи к имеющимся инженерным сетям без повреждения почвы», – объясняет министр сельского хозяйства и продовольствия УР Ольга Абрамова

«Поставить павильон – не проблема. Но в поле приедет тот же перекупщик, – уверен фермер из д. Карашур Можгинского района Александр Мартынов. – Мы выращиваем картофель и капусту. Урожай почти полностью   продаём перекупщикам. Это предприниматели, имеющие свой автотранспорт. Они увозят овощи до торговой базы (чаще всего в Набережные Челны), где сдают с наценкой пять-шесть рублей за килограмм. База дополнительно накидывает свои два-три. Так, до торговой розничной сети килограмм картошки доходит в два раза дороже. Я могу отстроить павильон, но торговать у меня времени нет: работа в поле стоит. Придётся нанимать продавца. А ему нужно платить зарплату, и она войдёт в стоимость картофеля. Цены на овощи не фермеры поднимают. Мои коллеги из Волгоградской области морковь сейчас сдают. Выше 20 руб. за кг им перекупщик не даёт. И они не понимают, почему в супермаркетах она стоит в пять раз дороже».

Где же эффект?

Координационный совет по контролю цен на потребительском рынке в регионе создали в конце прошлого года. С 18 декабря провели более 360 проверок по 549 торговым местам. На прошлой неделе глава региона поручил двум министерствам – сельского хозяйства и промышленности – увеличить количество ярмарок, на которых фермеры смогут продавать свою продукцию напрямую.

«Фермер не будет торговать себе в убыток, – говорит председатель Союза садоводческих некоммерческих товариществ УР Ольга Залазаева. – От организации ярмарок цены на овощи не упадут. Возможно, снизятся в самый пик уборки урожая – и то ненамного. А в остальное время, скорее всего, будут расти – год выдался тяжёлым. Было время, когда овощами снабжала себя почти каждая семья. Сейчас многие садоводческие массивы заброшены. Садовод же с голоду никогда не умрёт. Наверняка поэтому и наметилась тенденция возврата к земле: садоогороды стали покупать молодые люди. Поддержать бы властям эту тенденцию хотя бы автобусным движением. А то по многим направлениям транспорт не ходит, его отменили как убыточный». 

Кстати, по данным Удмуртстата, каждый восьмой житель региона живёт в условиях прямой бедности и в среднем на еду тратит 2944 руб. в месяц. Так какие же меры помогут ему купить на завтрак брендовое печенье?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах